В специализированный сад сын пошёл в 6 лет с хвостиком. Так получилось. Конечно, надо было раньше. Но у меня было слишком много оптимизма, мало реального понимания вещей и всего лишь один ребёнок. Пожалуй, когда детей в семье несколько, ты можешь их сравнить и понять, что по уровню развития они одинаковые, или старший быстрее схватывает, чем младший, или младший совсем тормоз, без вариантов.
Честно, я долго думала, что поведение моего сына - норма, списывала всё на особенности характера. Ну, подумаешь, не выполняет графомоторные задания в 4 года, не рисует лабиринты, не играет в настольные игры (потому что не понимает правил), ну мяч не может подкинуть вверх (опять-таки не понимает, как, хотя ногой пинает), не умеет рисовать... Список можно продолжать до бесконечности. Мне не с кем было сравнить ребёнка. Впрочем, мою маму и сестру, у которой проблемные дети, тоже ничего не насторожило.
Первым тревогу забила логопед, которая отказалась заниматься с моим сыном, жёстко сказав, что она не массовик-затейник и нам надо к психологу-дефектологу и частному неврологу. Сыну было 3,5 года. Психолог-дефектолог заподозрила диспраксию, а невролог подтвердил.
Тогда же сына начали выживать из обычного государственного сада, сославшись, что ребёнок не тянет программу. В группе был очень бешеный и агрессивный мальчик, но способный, может, поэтому его не выживали. Зато моего ребёнка, который вёл себя в группе тише воды, ниже травы и вообще не отсвечивал, попросили забрать. В этот период времени сын начал грызть ногти, спать исключительно со светом, начался энурез во время дневного сна. А ещё сын настойчиво просил остаться дома, не истерил, а прям ныл и ныл. Здравствуй, невроз, последствия которого мы разгребаем до сих пор. Что случилось в саду неведомо, ибо сын сам рассказать не мог - не позволял словарный запас, но что-то однозначно произошло, что мой тихий (в саду, а не дома!) товарищ оказался резко неудобен. Сыну уже было четыре года, на календаре - сентябрь 2020 года. В саду рассказали про комиссию ПМПК, но логопед в психоневрологическом диспансере сказала, что соваться на комиссию бессмысленно - учебный год начался, группы в коррекционных садах сформированы, так что лучше собирать документы для комиссии весной.
И весной 2021 мы прошли логопеда, психиатра и врачей, сходили на комиссию и получили направление в группу для детей с ЗПР. Здесь я виновата сама, надо было настоять, чтобы исправили заключение. Если бы написали, что рекомендованы группы для детей с ЗПР и ЗРР, это бы открыло дорогу в логопедические группы. Словарный запас моего сына в неполные 5 лет равнялся 10 словам, но комиссия ПМПК это не указала. Зато жирным шрифтом выделила фразу «срочно к психиатру». Специалистов выбесило то, что ребёнок, выполнив все задания, постоянно крутился на месте и делал сто дел в минуту. «Вам надо пропить таблеточки, чтобы стать нормальным членом общества», - строго сказали мне на комиссии. И заодно полили грязью нашего психолога-дефектолога, раскритиковав её работу. Хотя если бы не психолог-дефектолог, сын бы завалил собеседование в рамках комиссии, не поняв, как и что делать.
Я отнесла направление в департамент образования по своему району и стала ждать, когда подойдёт наша очередь. Групп для детей с ЗПР всего четыре в том районе, где мы проживаем. И сад для аутистов расформировали, так что все аутисты хлынули в коррекционные группы ЗПР, заполнив места.
Август 2022 г. Просидев бесцельно в очереди больше года, я пишу эмоциональное письмо в Министерство образования. Через две недели звонят из сада и готовы предоставить место. И тут мне становится страшно. Оптимизм перевешивает, мне кажется, что мой ребёнок почти нормален, какое там ЗПР? Я съездила, посмотрела сад, пообщалась с его заведующей и дефектологом. Мне честно сказали, что в саду только две коррекционных группы, они переполнены, детей там списочно 14 (вместо 10), есть аутисты и один даун. С целью не расшатывать свою психику, я не стала уточнять, ходит ли даун в ту группу, в которую собираются зачислить моего сына. «Дети у нас непростые, вы подумайте. Вашему сыну уже шесть лет».
Я подумала. Поговорили с мужем. Попробуем. Не пойдёт сад - всегда можно забрать документы, ну, посидит сын до школы дома.
Сентябрь 2022 г. - перевод в коррекционную группу для детей с ЗПР. Новый сад.
Подведу небольшие промежуточные итоги. Для себя.
Плюсы:
- Есть занятия с логопедом и дефектологом. Логопед - большая умничка. Мы общались в рамках индивидуальной консультации. И я вижу, какие задания логопед даёт на дом в выходные дни. Я не специалист, но когда твой ребёнок сменил 7-8 логопедов, невольно начинаешь разбираться в этом вопросе и понимать, хорошая у логопеда методика или занятия - полный кошмар. Садиковский логопед делает свою работу на 100, нет на 200 процентов. Дефектолог занимается с детьми каждый день. Занятия либо индивидуальные, либо в малой группе (2 человека).
- Программа именно для детей с ЗПР. Например, дефектолог учит детей писать только печатные буквы, понимая, что с моторикой тут ужас ужасный и пока прописные буквы лучше не трогать.
- Очень много творческих занятий. Дети постоянно лепят, клеят аппликации, рисуют. Честно, в обычном саду я такого не припомню. Ну, может раз в месяц или раз в два месяца дети что-то делали руками. В коррекционном саду - почти ежедневно.
- Детям ещё активнее, чем в обычном саду, прививают навыки самообслуживания. Надевать колготки мой сын моментом научился в коррекционном саду. Причём с такой гордостью мне это продемонстрировал! В группе есть очень проблемные дети, но даже их воспитатели обучают одеваться и раздеваться самостоятельно.
- Мало детей в группе. Списочно 14 человек. Но обычно ходит 2-8. Меньше детей - больше внимания к каждому. И на утренник роли достаются всем. Мой сын, например, очень честолюбивый, ему важно, что здесь ему дают учить стихи на утренник, верят, что справится и не «зажуёт» фразы.
Минусы тоже есть:
- Логопед - заложник системы. Занятия проводятся 15 минут с ребёнком и не каждый день. Это стандарты, по которым живёт детский сад. Логопед переживает, что это крайне мало, но изменить систему невозможно. Мы занимаемся у логопеда ещё частно. Но есть семьи, которые не могут себе это позволить. Так что бесплатная государственная помощь тут во всей красе .
- Дефектолог хоть и занимается либо с одним ребёнком, либо с двумя, почему-то не может поставить моему сыну руку. Сын пишет не слева направо, а справа налево. Многие цифры вообще начинает писать из-под низу.
Ладно, мы ходили чуть больше месяца на подготовку к школе, потом ушли оттуда в силу обстоятельств. В школе 30 детей, учитель физически не может всем поставить руку. Учитель просто показывает, как писать. И всё. Но это же коррекционная группа в саду, один или два ученика на занятии, неужели так сложно показать, как пишется буква? Раз за разом это объяснять? Закреплять?
- Дети разные. И сложные. Одна бегает и постоянно кричит. Другой рвёт игрушки. Третий вообще мычит. Я не осуждаю поведение этих детей. Я понимаю, какой ад творится внутри их родителей. Но стоит быть готовым, что твой ребёнок начнёт копировать поведение этих детей. Твоему сыну будет это очень весело и забавно. И надо объяснить, что это не норма.
- Сад работает до семи вечера, но на коррекционные группы это не распространяется. Детей надо забирать до 5 вечера. В крайнем случае - до шести. Каждый раз, когда я задерживаюсь на работе и приезжаю в сад после пяти, я счастливо выдыхаю, что мой сын - не последний ребёнок в группе. Впрочем, у меня свободный график. Я не всегда задерживаюсь в офисе. А вот работающим от звонка до звонка мамам приходится сложно.
В целом я довольна садом. По крайней мере, ребёнку однозначно проще. Ему не надо постоянно доказывать, что он способный. Не надо тянуться за другими, более быстро схватывающими детьми. Не надо сидеть тихонько в уголочке, потому что никто не принимает в игру плохо говорящего ребёнка. В группе есть дети на одном уровне с моим сыном, есть - ниже этого уровня. И сыну спокойнее. Нет этой безумной гонки, кто круче. Никто не круче, все равны. А кто соображает хуже - их надо пожалеть и принять, а не дразнить.
Посмотрим, что будет дальше. Ясно только одно - таких коррекционных групп многие родители боятся. Моя мама вообще была против этой затеи, утверждая, что сын деградирует. «Никому не говори про результаты комиссии ПМПК». Поэтому когда нам дали место в коррекционном саду, я сказала маме постфактум:«Сын уже две недели посещает специализированную группу. Да, это нормально». Не хотелось разборок.
В каждом городе, да и в рамках одного города ситуация с коррекционными группами может быть разная. Там будут разные дети и разные по своей компетентности и опыту работу педагоги. Пока не попробуешь - не узнаешь.
Не нормотипичных детей становится, к сожалению, больше. Но всё поправимо и главное не опускать руки)