Материал Натальи Топурия
Доктор Грегори Хэнли выделил 13 важных навыков, которые необходимо освоить ребенку в дошкольный период, чтоб предупредить развитие проблемного поведения. Согласно исследованию, развитие этих навыков позволило сократить проблемное поведение у детей на 74% и повысить возможности обучения более, чем в 4 раза*.
В исследовании приняли участие дети от 3 до 5 лет и поведение, которое стало мишенью для вмешательства, было:
I. Игнорирование взрослых или других детей, упрямство,
II. Отказ выполнять инструкции взрослых, крики, оскорбления, проявление грубости,
III. Швыряние предметов, порча книг, тетрадей, сбрасывание предметов со столов, опрокидывание мебели, хлопанье дверьми, отбирание предметов у других,
IV. Причинение вреда другим людям: щипать, толкать, бить, кусать, плевать, царапать.
Давайте протестируем своих детей прямо сейчас, есть ли у них все необходимые навыки, чтобы иметь возможность не прибегать к неприемлемому поведению? Не требуем ли мы от них большего, чем они могут нам дать?
Выберите и отметьте, какое поведение ребенок демонстрирует в той или иной ситуации:
Навыки следования инструкциям:
1. Взрослый зовет ребенка по имени
а) Ребенок прекращает свою деятельность, обращает внимание на взрослого и откликается
б) Ребенок вовлекается в проблемное поведение (какое именно?)
2. Взрослый дает односложную инструкцию (одно действие)
а) Ребенок выполняет инструкцию (одно действие) после одной подсказки
б) Ребенок вовлекается в проблемное поведение (какое именно?)
3. Взрослый дает сложную инструкцию (несколько последовательных действий)
а) Ребенок выполняет инструкцию (все действия) после одной подсказки
б) Ребенок вовлекается в проблемное поведение (какое именно?)
Навыки функциональной речи (у Грегори Хэнли в протоколе указана именно речь, но, на мой взгляд, можно рассматривать этот блок функциональную коммуникацию, чтоб мы могли оценить навыки и невербальных детей):
4. Ребенок столкнулся со сложной задачей или ситуацией
а) Выполняет задачу или просит о помощи, используя соответствующий тон и громкость голоса
б) Ребенок вовлекается в проблемное поведение (какое именно?)
5. Внимание взрослого или сверстника отвлеклось на другую задачу или другого ребенка
а) Привлекает внимание к себе, социально приемлемым способом, например, говоря «Извините» и используя, при этом, соответствующий тон и громкость голоса
б) Ребенок вовлекается в проблемное поведение (какое именно?)
6. Путь ребенку преграждает взрослый или другой ребенок
а) Использует социально приемлемую форму просьбы пропустить, например, говоря «Извините»
б) Ребенок вовлекается в проблемное поведение (какое именно?)
7. Нет доступа к желаемому предмету (он находится у другого человека или вне досягаемости)
а) Просит при помощи слов, чтоб ему дали этот предмет, например, говоря «Дайте мне, пожалуйста, это»
б) Ребенок вовлекается в проблемное поведение (какое именно?)
Навыки толерантности
8. Взрослый говорит ребенку, что придется подождать запрашиваемый предмет или событие
а) Ждет терпеливо опосредованного взрослым предмета или события
б) Ребенок вовлекается в проблемное поведение (какое именно?)
Навыки эмпатии
9. Получив что-либо от другого человека
а) Ребенок говорит «Спасибо»
б) Ребенок вовлекается в проблемное поведение (какое именно?)
10. Когда в комнату заходит другой ребенок
а) Здоровается
б) Ребенок вовлекается в проблемное поведение (какое именно?)
11. Если у другого ребенка нет игрушек или других предметов, необходимых для игры
а) Предлагает их
б) Ребенок вовлекается в проблемное поведение (какое именно?)
12. Другой человек проявляет признаки боли или дистресса
а) Ребенок помогает или утешает его
б) Ребенок вовлекается в проблемное поведение (какое именно?)
Каждый пункт, в котором вы выбрали б) пункт — это зона роста ребенка. Это те навыки, освоению которых стоит уделить внимание, чтоб создать благоприятные условия для дальнейшего развития и формирования функционального поведения.
*Hanley G. P., Heal, N. A., Ingvarsson, E. T., & Tiger, J. H. (2007). Evaluation of a classwide teaching program for developing preschool life skills. Journal of Applied Behavior Analysis, 40, 277-300.
#мояпланета #инклюзивныйцентрсочи #аутизмсочи #рассочи #хенли #проблемноеповедение #аутизмнеприговор