Начну с самого главного, на мой взгляд, недостатка фильма - он очень скучный и тоскливо-печальный. Собственно, у меня это единственная претензия к фильму, которая, к сожалению, кроет все остальные достоинства-козыри фильма, которые у него есть.
Бэтмен - мрачный персонаж, живущий в мрачном городе с мрачным названием Готэм-сити. Стараниями множества художников, рисовавших комиксы о Бэтмене многие десятилетия, даже само слово Готэм (Gotham) сразу навевает что-то мрачное (хотя слово это появилось в конце 19 века, и всего лишь как обозначение одного городка, где было много коз и очень хитрые жители).
Поэтому отличительной чертой комиксов и фильмов о Б. Уэйне всегда была мрачная атмосфера мира. Мрачность во всем - в образе главного героя и его врагов, в архитектуре города, в реалиях жизни горожан. Всё происходит в каком-то мареве из теней.
С каждым десятилетием мрачная тональность комиксов усиливалась, яркие и сочные краски покидали страницы и экраны, и к моменту последней реинкарнации Бэтмена в виде Роберта Паттинсона создатели фильмов о МышЕ добились, казалось, невозможного: даже на экране сверхсовременных телевизоров с не поддающимся подсчету количеством цветов, 4к-разрешением и километровой диагональю приходилось прилагать массу усилий, чтобы различить, что же там на экране происходит.
Но тут со словами "подержите моё пиво" появился Мэттью Ривз и снял кино о Бэтмене, которое стоило бы назвать "Сто пятьдесят оттенков черного". Видимо, он решил добиться мрачности чисто механически и просто снял весь фильм через черную тряпку, не знаю.
Если бы он ограничился только этим, я бы это пережил. Но нет, пресловутая атмосфера мрачности толкнула его к созданию самого скучного, печального и тоскливого образа Бэтмена в истории кино. Больше скажу, получилось кино, которое по своим атмосфере, тональности и акцентам напомнило мне российский кино-реализм середины 90-х. Абсолютные мрак, безнадёга, мучения, смерть.
Я долго не мог понять, как это у Ривза со товарищи такое получилось. Да, Брюс Уэйн - личность трагическая. Но ведь не нужно забывать, что эта самая личность органична в своем дуализме, ночь уравновешена днём, когда Уэйн, пусть и через "не могу", но является ловеласом, повесой и прожигателем несчётных миллионов и миллиардов, только ночью являя миру свою истинную сущность летучей мыши, олицетворение мрака, из которого на голову преступников обрушиваются тумаки Возмездия.
Но Ривз решил переплюнуть гениально мрачного нолановского Бэтмена. Правда, сделал он это не благодаря режиссёрскому таланту, а руками операторов. Спутал, как говорится, твёрдое с тёплым. Потому что складывается ощущение, что Ривз решил действовать строго в соответствии с одним из законов диалектики, когда количество переходит в качество, и принял это правило слишком буквально и всё, что он полагал трагичным и пихал в фильм, действительно перешло, но не в качество, а в какую-то вселенскую тоску, печаль и скуку. Бэтмен 100 процентов экранного времени страдает. От всего. Вообще от всего. Даже от своего дворецкого Артура, который, естественно, тоже страдает от того, что страдает Бэтмен. Эти страдания всех и по всем поводам множатся, как снежный ком, и хоронят под собой всё то хорошее, что есть в фильме.
А тут еще оказалось, что при работе над образом Бэтмена Роберт Паттинсон под руководством Мэтью Ривза руководствовался образом Курта Кобейна. Ну, йопта, приплыли, - наркоман, пребывавший последние годы жизни в адском депресняке, писавший депрессивно-унылые песни, и в итоге вынесший себе мозги из ружья - прототип несокрушимого борца с преступностью из комикса?!
В фильме, конечно, есть достойные моменты и качества. Это и визуальная картинка, пусть даже перебитая темными тонами сверх меры. И хорошая игра Роберта Паттинсона и Зои Кравец, создавших впервые со времен еще Майкла Китона достойный любовный кинодуэт Бэтмена и женщины (и снова, как и в случае с Китановским Бэтменом, это дуэт Бэтмена и Женщины-Кошки). И злодеи в духе и концепциях классических бэтменовских злодеев (Колин Фаррел в гриме Пингвина - вообще отвал бошки и достойнейший преемник Денни де Вито). Но даже любовная линия при всех её плюсах, связанных с хорошей актерской игрой обоих, не принесёт зрителю никакой радости, потому что раз уж заявлялось перед премьерой, что это самый трагичный Бэтмен, то и ждать больше нечего.
Так что повторюсь: кисло-тоскливые визуальный фон и содержательный контекст всех событий, унылое в своей кинопечали лицо Бэтмена, через черты которого я теперь всегда буду угадывать лицо Кобейна, перечеркнули для меня все плюсы нового Бэтмена; определяя место этой киноверсии комикса, я его вижу аккурат за килмеровским Бэтменом и сосками Джорджа Клуни. Жаль, потому что снят и скроен фильм очень качественно.
Что в итоге: смотреть или нет, решайте сами. Да, этот образ Бэтмена отличается от предшественников, и в этом есть плюс. Но понравится ли этот образ Вам?