Познакомившись в прошлом репортаже с остатками средневековой башни Святого Фомы на горе Митридат в Феодосии и совершив небольшой экскурс в историю строительства генуэзской крепости Кафа, стоя прямо на макушке горы, обратим внимание на бетонный столб странной формы, расположенный рядом со смотровой площадкой. При ближайшем рассмотрении он оказался каменным с не очень хорошо обработанной поверхностью. Наверняка когда в глубокой древности его вырезали из цельного куска камня лазеры еще не достигли своего совершенства и поверхность получилась не ровной. Он вам ничего не напоминает?
Но сначала перенесемся в XIX век и посмотрим как выглядела гора Митридат в то время благодаря старинным гравюрам и фотографиям.
Мы с вами как раз стоим на подступах музею Древностей или точнее к тому что от него осталось (см. заглавное фото).
Можно предположить что Музей древностей был огромный как Парфенон, но на самом деле это сравнительно небольшое здание. Заложен музей в 1871 году на средства И.К.Айвазовского. До этого Музей древностей размещался в старой мечети.
Здание выполнено в форме античного храма с размещением внутри часовни в память о герое русско-персидской войны 1804-1813 годов П.С.Котляревском. Архитектор А.И.Резанов, первоначальные эскизы, определившие внешний облик, делал сам И.К.Айвазовский.
В 1925 году музей переезжает в один из флигилей картинной галереи, а в здании размещается сейсмологическая станция. Теперь понятно, почему улица, ведущая на вершину горы, называется Сейсмическая.
В годы Великой Отечественной войны здание музея было разрушено полностью и больше не восстанавливалось. По официальной версии его взорвали фашисты. Но есть и другие более правдоподобные версии.
Например, что здание было взорвано советскими саперами в 1941 году, т.к. служило прекрасным ориентиром для вражеских самолетов, бомбивших порт. Еще одна версия гласит, что здание было разрушено во время бомбардировки советской авиацией или во время обстрела с моря корабельной артиллерией. Я не нашел в Инете точной даты и описания разрушения музея. Сайт Феодосийского краеведческого музея ничем здесь помочь не может, он просто не существует. Наверное единственный музей в России без своего сайта.
Можно заметить, что склон горы Митридат постоянно менялся в ходе земляных работ. В наше время по этой выемке на переднем плане проходит подъем на гору с улицы Митридатской.
И еще, обратите внимание на интересную оптическую иллюзию. При взгляде с этого направления. а значит и со стороны набережной города создается впечатление. что музей имеет полный ряд колонн по всему периметру. Однако это не так.
Еще раз взглянем на сохранившиеся изображения Музея древностей.
Музей насчитывает 258 предметов эллинского периода, 15 — греко-византийского и 47 — византийского периодов, в нем много монет, мраморных и иных памятников с надписями на арабском языке, а также еврейских и армянских надгробных камней. Интересна золоченая деревянная люстра работы XVIII в. из старой синагоги. Стены музея украшают пять картин Айвазовского. 17 исторических портретов, много карт и планов Феодосии. Особенного внимания заслуживают генуэзские надписи на камнях с гербами консулов. Один из этих камней, снятый с башни папы Климента, украшен пятью гербами, насеченными готическими буквами». («Россия». Полное географическое описание нашего Отечества. Под ред. В.П. Семенова-Тяньшанского. Том XIV. СПб. 1910 г.).
Летом 2013 года я не обратил внимание на этот покосившиеся от времени каменный столб, приняв их за дорожный отбойник и не сфотографировал. Второй менгир был найден относительно недавно прикопанным (вероятно при строительстве смотровой площадки на месте музея) и летом 2015 года зачем-то перенесли в сквер у башни Константина, как я понимаю, по инициативе администрации города и депутата от "Единой России" Юрия Кокина. Во всяком случае они наперебой комментировали установку менгира в парке рассказывая про аккумуляцию биополя и энергетические установки (в ЕР все такие?). Теперь у башни Константина создано место силы и жертвоприношений для челнов ЕР и прочих ... .
Теперь, стоя на смотровой площадке еще взглянем на Феодосию и постараемся найти в городской застройке значимые исторические здания. На порт и корабли Феодосийской военно-морской базы мы с вами смотрели в предыдущий раз:
Официально Айвазовский армянин, родился он в доме на границе Армянской и Караимской слобод. Кстати, караимы считают Айвазовского своим великим национальным художником, наравне с маршалом Малиновским, а армяне своим.
На этом все, садимся в машину и аккуратно спускаемся по серпантину в Караимскую слободу и едем в цитадель крепости Кафа.
Продолжение здесь:
Навигация по проекту Весь Крым 2016
Оригинал поста в моем ЖЖ здесь
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить продолжение.