Так получилось, что этот репортаж о горе Митридат в Феодосии почему-то затерялся в недрах моего канала и был незаслуженно забыт. В декабре 2017 года, только начиная вести в Дзене свой канал, я почему-то ограничился только фототезисами. Настало время исправить ситуацию. Приступим.
Все знают гору Митридат в Керчи, но мало кто знает, что одноименная вершина есть в Феодосии. Прямо в черте старого города, когда-то генуэзской Каффы. Удивительно, но название горе придумал никто иной как житель Феодосии известный художник-маринист И.К.Айвазовский.
Интересно подниматься на гору пешком, пройдя через Караимскую слободу, но я второй раз в жизни забираюсь на нее на машине, для ускорения процесса и адреналина. Если забираться со стороны города по улице Митридатской мимо армянского фонтана конца XVI века, то узкая дорога, выйдя из тесной средневековой застройки на склон горы, делает резкий поворот почти под 180 градусов который мне никак не удавалось пройти за один раз и приходилось поворачивать в два приема, сдавая назад. Затем дорога огибает гору по восточному склону и сделав еще один крутой поворот вправо выводит на смотровую площадку. Этим путем я заехал на Митридат и спускался с него впервые в далеком 2013 году.
В этот раз мы попробовали другой маршрут и, пробравшись через частную застройку Цыганской слободы по узкой и кривой улице Гоголя (!), после резкого поворота переходящей в улицу Сейсмическую, выехали к вершине с юга. Продираться дальше по заросшей улице, больше напоминающей тропу в ущелье, между каменных стен нам не захотелось и мы, приткнув машину в тени забора, пошли к башне пешком.
Вот так выглядит улица Сейсмическая и дом под номером 9 почти на вершине горы Митридат. Именно так, наверное, выглядели дома в генуэзской Кафе в период владычества здесь итальянцев, а потом и турок.
Только сейчас я сообразил, что улица проходит как раз по старому крепостному рву и кладка слева является его контрэскарпной стенкой. Ко рву мы еще вернемся. Справа под слоем грунта также видно остатки какой-то кладки. Именно здесь должна проходить двойная городская стена средневекового города. Но сейчас на этом месте спланированная под застройку площадка, с еле заметными следами снесенных построек.
Осмотрим повнимательнее владение номер 9 по Сейсмической улице, расположенное почти на самой вершине горы Митридат. И хотя на месте калитки установлены железные двери, планировка усадьбы сохранилась традиционная - наружу только сплошные каменные стены без окон и дверей. Окна выведены из жилых помещений во внутренний дворик. В этом глухом уголке города такая планировка и сейчас функциональна и помогает избежать незваных гостей.
Забор, переходящий в угловую двухэтажную "башню" сложен из разнотипных камней на глиняном или цементном растворе. Некоторые из камней наверняка происходят из средневековых построек, а может быть даже из сооружений античной Феодосии. Многократно служа строительным материалом в различных зданиях эти камни многое повидали на своем веку. Когда-то забор рухнул и был кое-как заделан хозяевами по новой из подручного материала.
Вам эта постройка с башней и плоской крышей случайно не напоминает античную усадьбу?
Выбираемся из рва на напольную сторону, чтобы пофотографировать этот архитектрный ремикс и видим выглядывающую из-за угла кладку барбакана генуэзской башни Фомы, сросшуюся с современной усадьбой. К башне мы еще вернемся, а пока рассмотрим, что там за каменным забором.
А за забором, как и предполагалось, практически классика - дворик, окруженный жилыми и хозяйственными постройками. Часть построек еще сохранила черепичную крышу. Территория участка сильно запущена, тем неменее будет жалко если этот неповторимый уголок навсегда исчезнет и на его месте появится современный коттедж.
Еще один кадр. Постройки на соседнем участке, где когда-то проходила городская стена, полностью утрачены, в результате чего видно, что рельеф здесь сильно спланирован под строительство. Мне представляется, что эта усадьба не такая уж и старая и, скорее всего, возникла в относительно недавнее время методом самостроя. Но тем интереснее повторение в ее устройстве и планировке средневековых традиций.
Если приглядеться, то в зелени деревьев за ближним к нам домом можно заметить обелиск, установленный на братской могиле участников Феодосийского десанта 29 декабря 1941 года. Памятник изготовлен рабочими Феодосийского судоремонтного завода № 1 и установлен в 1965 году на месте захоронения семерых красноармейцев из которых известны имена только троих: Новиков Иван Афанасьевич, Ковалёв Иван Васильевич, Сущенко Моисей Семёнович. Про братскую могилу я узнал уже позже и мы ее не посмотрели. Прикладываю фото из Wikimapia. В статье есть еще фотографии на которых много странностей типа отсутствия слов и других инициалов.
Полюбуемся видами, открывающимися с вершины горы Митридат от триангопункта и с обустроенной смотровой площадки.
А теперь взглянем на Феодосийский залив и порт Феодосия. Три фото ниже 2013 года.
Широкий мол. У причальной стенки с внутренней стороны гавани стоит какое-то странное, похожее на танкер или сборщик льяльных вод, полузаброшенное судно без названия. Чуть левее, два катера, меньший из которых носит маркировку КМ-593. Еще левее пришвартован дебаркадер в котором расположена рейдовая плавмастерская. На мол вытащены остовы пары небольших буксирчиков ну и естественно здесь расположены портовые краны, что-то куда-то перегружающие.
Катер-мишень пр. 1392 "КМ-593" был предназначен для обеспечения боевой подготовки флота, проведения артиллерийских и ракетных стрельб, а так же бомбометания авиации. Катера данного проекта выпускались на различных судостроительных заводах в период с 1969 г. по 1980 г. Катер-мишень использовался в связке с катером-водителем мишени проекта 1392В. После перехода в район учений и стрельб, катер-водитель принимал на свой борт экипаж катера-мишени, который переводился в режим телеуправления, и осуществлял движение и манёвры по радиокомандам с катера-водителя.
Катер-цель "КЦ-593" был построен в 1970 г. (заводской № 84), вступил в строй Черноморского флота. В 1977 г. был переклассифицирован в катер-мишень, с переименованием в "КМ-593". В дальнейшем катер был переклассифицирован в малый корабельный щит с переименованием в "МКЩ-47". В 2010 г. катер был списан и исключен из списков флота. На фото катер находится на отстое в ВМБ Феодосия.
Вероятно, по нему так ни разу и не попали...
Плавкран "Феодосиец", пр.16491. Порт приписки Феодосия. Самоходный плавучий кран грузоподъёмностью 150 тонн с корпусом понтонного типа. Построен в 2002 году на Севастопольском морском заводе. Водоизмещение 2105 т. Скорость хода 7 уз. Автономность 30 сут. Экипаж 20 чел. Потерпел аварию (поломка стрелы) в августе 2007 года, в том же году был восстановлен с небольшим ограничением по г/п.
За три года диспозиция кораблей несколько сменилась. На месте катеров-мишеней появилось судно размагничивания СР-344, остальные суда и СР-59 стоят на своем месте.
Судно размагничивания пр. 130 "СР-59". Водоизмещение: 2096 т. Дальность плавания: 1200 миль при 10 узлах. Силовая установка: 2 дизеля "Згода-Зульцер" AL25D по 1470 л.с., 2 дизель-генератора по 384 кВт, 1 дизель-генератор 180 кВт. Экипаж: 45 чел. Суда размагничивания предназначаются для проведения специальных мероприятий с целью уменьшения собственных магнитных полей боевых кораблей и судов.
Судно размагничивания "СР-59" было заложено на Северной ферфи в Гданьске (Польша) в 1984 году, заводской № 2/130. Спущено на воду 29.06.1984 г., вступило в строй 28.06.1985 г. В настоящее время входит в состав дивизиона МРСО Черноморского флота, с базированием на Феодосию.
Судно размагничивания пр. 17992 "СР-344". Водоизмещение: 1200 т. Скорость хода максимальная: 13,5 узлов. Дальность плавания: 2500 миль при 12 узлах. Силовая установка: ДЭУ, 1525 л.с. Экипаж: 43 чел.
Судно размагничивания "СР-344" было построено на Гороховецком ССЗ в 1986 году. Входит в состав дивизиона морских судов обеспечения Черноморского флота, с базированием на Феодосию.
На этом пока все. В следующей серии мы поговорим о несуществующем ныне археологическом музее и башне Святого Фомы
Использованы материалы сайта: Черноморский флот.
Оригинал поста в моем ЖЖ здесь
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить продолжение.