Найти тему
НУАР-NOIR

«Вымя розы» или влажная готика постсоветского пространства

-2

Фильм 1993 года «Тёмные воды» мы упоминали в публикации, посвященной кинокартинам с подобным, весьма востребованным в сфере мрачного кино названием. Коих, надо отметить, не две и даже не три. Рассматриваемая нами сегодня кинолента не самая значимая в этом списке, но местами весьма интересная.

Начнем с того, что возникла она на руинах некогда великого советского кинематографа, хотя и была проектом англо-итальянским. В наступившие 90-ые было принято считать, что снимать в Крыму много дешевле, нежели на побережье Англии. Хотя работа над проектом затянулась на несколько лет в силу политических неурядиц.

В итоге поменялась сценарная задумка фильма. Поначалу мыслилось создать нечто вроде мистического квеста, действие которого сосредоточено на поиске магических артефактов, способных влиять на стихии и силы природы. Но постепенно было решено оставить лишь одну расколотую «маску зверя».

Если говорить о сюжете, то он составлен из массы аллюзий к различным произведениям, хотя доминирующими являются два мотива. Во-первых, несомненное использование элементов мифологии Лавкрафта. Во-вторых, создатели фильма явно находились под впечатлением от «Имени розы». Причем, не столько оригинального романа Умберто Эко, сколько его экранизации 1986 года.

Состоятельная молодая англичанка Элизабет по приглашению своей подруги направляется в далекий монастырь, расположенный на загадочном острове. Цель её визита - узнать, почему покойный отец из года в год жертвовал обители приличные суммы денег и надо ли ей следовать его примеру.

Поиск ответов занимает не слишком продолжительное время, его едва ли хватило бы даже на короткометражку, однако всё это оказалось обильно снабжено затяжными сценами, напоминающими ожившие готические иллюстрации. Автобус, полный причудливых пассажиров, будто бы нарисованных Босхом. Ритуальное шествие по тёмному полю, без какого–либо внимания на проезжающий мимо транспорт.

Сумрачные стены монастыря, которые нередко сотрясаются от неистовых звуков, несущихся откуда-то извне. Изолированный художник-мистик, что передает свои видения полотну. Слепая старуха, тем не менее, точно вышивающая на пяльцах пугающее изображение.

Воспоминание о маленьких девочках, мордашки которых почему-то перепачканы кровью. Молчаливые обитатели острова, предпочитающие не распространяться о том, что творится в монастыре. Лично мне больше всего понравился самый настоящий «Горлум», который в одной из сцен выскочил из моря на борт баркаса.

Кадр из фильма «Тёмные воды» (1993)
Кадр из фильма «Тёмные воды» (1993)

И это, обратите внимание, задолго до создания кино-эпопеи «Властелин колец». Впрочем, в сюжете роль подобных существ так и осталась обозначенной легким штрихом. Мол, лучше накормить именно этого, чтобы он отгонял всех остальных. Одним словом, получилось хотя и бессмысленно, но весьма атмосферно.