И почему труд Солженицына может стать учебником «противостояния злонамеренной лжи».
В Российской Федерации «Архипелаг ГУЛАГ» в школьной программе предлагают заменить каким-нибудь другим произведением. Этого сегодня собираются добиться представители фракции «Единой России».
По словам политика Дмитрия Вяткина, Александр Солженицын «вымарал в грязи свою собственную Родину».
Подпишитесь на наш Телеграм-канал, чтобы быть в теме.
Стоит отметить, что в данное художественное исследование было включено в школьную программу более десятилетия назад. Сделано это было с подачи Владимира Путина, который тогда был премьер-министром.
С тех пор школьники изучали такие работы Солженицына, как «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича» и «Архипелаг ГУЛАГ».
Но этой инициативой остались довольны не все.
Публицисты негодовали и были против такого решения. Многие усмотрели в произведении «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына двоякость смыслов, отметил в беседе с ForPost историк, декан факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Алексей Руткевич.
По его словам, свидетельства узников были весьма обобщенными и субъективными.
«Что касается ряда обобщений, то я не был с ними согласен в советское время, когда книга официально была запрещена, не согласен и сейчас. Я не понимаю, как это произведение оказалось в школьной программе. Могу только пожать плечами», — рассказал Руткевич.
Некоторые даже выходили на пикеты и требовали, чтобы произведение убрали из школьной программы.
За такую инициативу в своё время выступал и Захар Прилепин. Его смущали факты, приведённые Солженицыным, а ещё то, что школьникам «Архипелаг ГУЛАГ» читать нужно было как документальное произведение.
В итоге на канале Дзен Захара Прилепина появилась фраза, что эта книга — реальная катастрофа для России. А её защитники не понимают, что на самом деле означает этот труд.
Вот и первый зампред фракции «Единой России» в Госдуме Дмитрий Вяткин настаивает, что часть текста «высосана из пальца» и придумана. И тем самым автор вымарал в грязи свою собственную Родину.
Ещё по теме: Войны исторической памяти — неизжитая психотравма постсоветской России
Где правда?
На исторические погрешности «Архипелага» указывает и депутат Госдумы Анатолий Вассерман. Чтобы осознать это, подчеркнул наш собеседник, «достаточно одного факта».
Так, три десятилетия назад историк Виктор Земсков обнародовал информацию о тех, кто стал жертвой репрессий.
Историк смог доказать, что данные о том, что в результате репрессий в СССР погибли около 100 миллионов человек, в произведении были преувеличены.
Из-за чего многие и предлагают использовать «Архипелаг ГУЛАГ» как учебник «методов противостояния злонамеренной лжи».
Ещё по теме: Зулейха раскрыла глаза и не только
Но даже невзирая на разгромную волну критики, Минпросвещения не собирается исключать «Архипелаг ГУЛАГ» из школьной программы. Данный вопрос даже не поднимается профессионалами, отметила глава комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова.
Недовольным деятелям рекомендуют, наконец, осознать, что список произведений школьной программы просто так никто не корректирует, тем более основываясь на частном мнении.
Есть и другая точка зрения. Так, заслуженный учитель России Лев Соболев поддерживает мнение чиновников, которые не позволяют недовольным вмешиваться в школьную программу.
Он уверен, что исключение произведения «Архипелаг ГУЛАГ» из школьной программы будет большой ошибкой, из-за которой россияне не смогут правильно понимать свое прошлое и думать о будущем.
При этом самих школьников, вероятнее всего, никто и не хочет даже спросить, а нужно ли им это произведение?
Скорее всего, что только один из тысячи учеников дочитал книгу Солженицына до конца, отмечает историк, декан факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Алексей Руткевич.
При этом, по мнению нашего собеседника, даже не все учителя российских школ прочли полностью книгу Солженицына.
«Возникший спор, на мой взгляд, большим смыслом не обладает. Почему? Один из тысячи учеников, который прочитает «Архипелаг ГУЛАГ», сделает это либо на уроке литературы, либо вне школьной программы. Детям всё равно, останется это произведение в школьной программе или нет, так как они не будут им массово интересоваться, а следовательно, не узнают, о чём писал Солженицын», — резюмировал Руткевич.
К слову, учителя не бьют тревогу, подчёркивая, что изучение произведения носит ознакомительный характер. Его даже не во всех школах изучают, ведь от него не зависит балл выпускника. Поэтому многие преподаватели отведённое на него время тратят на подготовку к ЕГЭ.
Выходит, что труд Солженицына стал фантомом, до которого в образовательных учреждениях никому нет никакого дела, а вот политики и активисты не прочь попиариться на этой громкой теме?
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ ПЕРВЫМ УЗНАВАТЬ О НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ, МОЖНО ЗДЕСЬ.