Что такое река?
Географически река – это постоянный водный поток, движущийся в выработанном им углублении – русле.
Но наше сознание наделяет реку и другими символическими характеристиками. Оттолкнемся от слов Гераклита Эфесского, помните:
« Все течет, все меняется. И никто не был дважды в одной реке. Ибо через миг река была не та, и сам он уже не тот…»
Река - двоякий символ, который соответствует как созидательной, так и разрушительной силе природы. С одной стороны, она означает плодородие, движение и очищение, а с другой – препятствие, опасность, связанную с потопом, наводнением.
В мифологии разных народов река является неким стержнем Вселенной, мировом путем, который пронизывает верхний, средний, нижний миры. А Млечный путь – ведь тоже река.
Нередко реки представлялись как границы, преграды, разделяющие миры живых и мертвых, входы в подземное царство, рубежи между своим пространством и чужим.
Устье реки имеет то же символическое значение, что и ворота или дверь. Оно обеспечивает доступ в иное царство, в океан единства.
Мотив вступления в реку означает начало важного дела.
Переправа через реку – обретение нового статуса, новой жизни.
Река может выступать символом очищения и исцеления. Помните: «Возвращение к истоку», как возврат к изначальному, райскому состоянию с целью обретения просветления.
Вода рек является священной: ею крестят, омывают грехи, очищают тело и душу. Вода снимает усталость и физическую и душевную.
Есть и такие образно-символические выражения:
Река времени. Река жизни. Река смерти. Смена берегов. Перейти реку.
Есть интересная практика.
- Нужно войти в реку или просто встать на середине моста спиной к потоку воды – сначала провожать течение воды, смотря ей вслед, как бы отпускать отжившее.
- Потом следует развернуться навстречу потоку и встречать его взглядом, ощущениями, настраиваться на новое.
- Потом двигаться к другому берегу…
Интересно, но я, переходя реку по мосту, всегда вставала навстречу потоку и стояла так какое-то время, неосознанно, просто так, по наитию…
У алтайцев каждая река (родник, озеро) имеет свою хозяйку Суу-ээзи. Суу-ээзи управляет всеми водами. Дух воды представляется в виде девицы, женщины или старушки с рыжими волосами, которая сидя на берегу реки, расчесывает их гребнем.
Самые большие реки: Катунь, Бия, Чулышман, Чуя, Башкаус, Чарыш имеют хозяек ханского происхождения. Кроме того, часто у алтайцев таким крупным рекам, как Катунь даются особые сакральные имена, связанные с образом Вселенской матери – Эне-Кадын, Мать-Катунь, имеющая пуповину. Именно через эту пуповину реки по традиционному мировоззрению алтайцев питают водой. А значит самой жизнью землю.
В понимании алтайцев река выступает в роли медиатора между миром живых и миром мертвых, между жизнью и смертью.
По мировоззрению алтайцев начало реки соприкасается с неким сакральным центром недоступным и непостижимым для обычного человека.
Сама же река ассоциируется с дорогой в заданном направлении, по берегам которой неспешно течет земная жизнь. По дну пролегает запретный для живых путь в иной мир.
Считается, ели какую-нибудь семью или род преследуют неудачи, надо всего лишь переселиться на другой берег реки.
Сакральными для коренного населения Алтая являются и места слияния рек.
Предлагаю вам рассмотреть фотографии слияний алтайских рек.
Тем, кто назовет название изображенных на фотографиях рек первым и укажет это в комментариях, я отправлю в качестве приза свой путеводитель по Алтаю - «Достопримечательности Алтая»
«Достопримечательности Алтая» - это первый мой фотопутеводитель, он удостоен наград конкурсов: «Лидеры Туриндустрии» «Лучшая книга Алтая» – 2014 г.
Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Фото автора.