Санкции против российской атомной энергетики бумерангом вернутся к Западу, считает Патрис Браво (Patrice Bravo) автор статьи для AgoraVox. Россия не только является важным поставщиком урана для западных АЭС, но и обладает крупнейшими в мире мощностями по его обогащению.
Инициатива введения ограничений всегда и прежде всего исходила от американской стороны. Именно Соединенные Штаты оказали давление на своих европейских партнеров, особенно на Италию и Германию, чтобы побудить их занять более жесткую позицию по отношению к России.
Не стал исключением и наступивший год. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила на пресс-конференции десятого января, что ЕС примет новые ограничения.
Мы расширяем санкции против тех, кто поддерживает действия России военными средствами, например, против Белоруссии и Ирана
Во-первых, судьба замороженных российских активов остается актуальным вопросом для США и Евросоюза. Ряд стран ЕС настаивают на их скорейшем изъятии и передаче Украине для восстановления ее экономики. Во-вторых, премьер-министр Украины Денис Шмыгаль во время недавней встречи с заместителем председателя Еврокомиссии Франсом Тиммермансом настаивал на том, чтобы в новый (десятый) пакет вошли санкции в отношении российской атомной отрасли.
Внимательно рассматривая вопрос об ограничениях в отношении атомной отрасли России, следует отметить, что это не просто мощный комплекс, состоящий из 350 предприятий и организаций, в которых работает более 250 тысяч человек. Это также признанный во всем мире поставщик уникальных технологий обогащения урана, кроме того, именно Москва остается сегодня одним из крупнейших экспортеров этого топлива.
Только США в 2021 году импортировали 550 тонн обогащенного российского урана на сумму 645,7 миллиона долларов, на такую же сумму они закупили топливо с января по октябрь 2022 года. На фоне газового кризиса в ЕС логично было бы предположить, что спрос на другие источники энергии, в частности атомную, вырастет. Первой скрипкой в Европе в этом отношении является Франция, которая располагает более чем 50 действующими реакторами общей мощностью 61,4 ГВт. Такое количество объектов атомной энергетики объясняет, почему страна ежегодно потребляет около 10 тысяч тонн урана, восемь тысяч (80%) из которых поступает из-за рубежа, в том числе из России.
Нельзя забывать и об еще одном игроке, упомянутом Гринпис. Почти 30% урана для АЭС поступает из России и Казахстана. И хотя доля последнего превышает долю Москвы, не следует сбрасывать со счетов еще одно исконное преимущество российской атомной энергетики - обогащение урана. По оценкам экспертов, Россия обладает 42% мировых перерабатывающих мощностей. Большая часть урана из Казахстана сначала попадает на обогатительные фабрики в России, а затем отправляется покупателям.
Таким образом, неясно, будут ли эффективными новые санкции против России. При этом ограничения в отношении атомной отрасли обернутся против самих европейских стран.