1. Все мы хотим счастья. Состояние счастья достигается, когда мы в ресурсе. А в ресурсе мы, когда осознаём и удовлетворяем свои потребности.
2. Осознавать и удовлетворять потребности – это биологическая потребность человека, как особи, как примата. Но там, где обезьяны раскованы и радуются жизни, человек напряжён и жизни боится.
3. Потребности имеют свою очерёдность удовлетворения, иерархию. В основе лежат базовые потребности: вода, еда, здоровое тело. И, главное, безопасность.
4. Потребности «нижних этажей» обеспечивают выживание и развитие особи. «Верхних этажей» – выживание и развитие «стаи обезьян». Выживание стаи в биологическом смысле важнее, чем выживание особи. Вне стаи выжить труднее.
5. Потребности вышестоящего уровня начинают осознаваться и удовлетворяться только после того, как взят ресурс из нижестоящих потребностей.
6. Максимальное чувство счастья возможно, когда ресурс доходит до вершины пирамиды. Но это случается редко, так как современные люди живут с нарушениями в основе пирамиды. У нас нарушена безопасность.
7. Опасность чаще всего – мнимая, но человек реагирует на неё, как на реальную, выдавая соответствующий эмоциональный и гормональный ответ. Такие реакции рекомендовано прорабатывать с психотерапевтом
8. Люди редко осознают свои природные потребности. Мы инстинктивно стремимся их удовлетворить, обходя многочисленные «нельзя» и «невозможно», привитые воспитанием. Воспитание для подсознания в приоритете: если «стая» говорит – твои потребности нам мешают, то особь учится удовлетворять их так, чтобы стая позволила. В семье происходит аналогично.
9. Родители прививают ребёнку правила поведения в соответствии со своей картиной мира и своими «можно» и «нельзя». У ребёнка формируются свои стратегии замечать и удовлетворять потребности в «стае» и выходить в ресурс в тех условиях, что ему создаёт сначала родительская семья, а затем – социум. Это называется опытом.
10. Опыт человека записывается в подсознании готовыми образами, начиная с момента рождения. И потом образы, как фильтр, накладываются на ситуацию. И уже взрослый человек включает свои стратегии ресурсирования, учитывая всё то, что содержит его опыт, даже младенческий.
11. Чем больше в опыте «нельзя» и «невозможно», тем ниже адаптивность психики. Тем дольше стресс, вызванный переменами.
12. Стресс – это природный механизм, который учит удовлетворять свои потребности новым способом, пересматривает старый и выстраивает новый опыт. Чем проще у человека стратегии ресурсирования, тем короче стресс. Чем сложнее, тем стресс длиннее, так как сознанию нужно выстроить новые обходы многочисленных «нельзя».
13. Если перемен много, и человек не успевает к ним адаптироваться, ресурс не восполняется, происходит эмоциональное выгорание и депрессии.
14. Когда контакт с потребностями плохой, а стратегии ресурсирования извилистые, человеку кажется, что ресурс – ограниченная величина. Он видит мир дефицитным, справедливость для него – правильное распределение ресурса, чтобы обеспечить выживание.
15. Чем меньше в стратегиях ресурсирования ограничений и запретов, тем больше возможностей выйти в ресурс.
16. Ресурс – это внутреннее состояние, человек производит ресурс через ресурсные контакты с внешним миром. Это называется резонансом.
17. Чтобы быть в резонансе с внешним миром, необходимо увидеть свои потребности, увидеть возможности их реализовать здоровым образом. Через радость, благополучие и благодарность. И это возможно, если разобраться с подсознательными стратегиями «невозможно» и «нельзя».
Именно этим люди и занимаются: любыми способами разбираются с тем, что ограничивает их ресурс и стремятся туда, где ресурса больше.