Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Забытое «Славянское царство» Мауро Орбини

Есть мнение, что Мауро Орбини повезло. Повезло, что о нём, в отличии от кондотьера Мауро Отелло, не услышал Шекспир. Способный спутать имя с этнонимом, а сам этноним понять неправильно, представив мавра — араба — чернокожим. Впрочем, Орбини с Шекспиром не лучше бы обошёлся. Времена были грубые, простые — конец XVI века.

Но кстати об Орбини, — бенедиктинском аббате южнославянского происхождения. Известен он историкам исключительно благодаря написанному на итальянском языке труду «Славянское царство», в 1603 году внесённом Ватиканом в список запрещённых книг.

Антиисторикам из альтернативного крыла Орбини известен также благодаря своей книге, но — не прямо, а лишь через цитирование избранных мест Егором Классеном. Подлинное же содержание «Славянского царства» альтернативная история скрывает куда тщательнее, чем Ватикан. Ибо крамола там содержится страшная.

-2

Ну, как «страшная»? Каждый может проверить сам: ссылка, ссылка, ссылка. Начиная с первого тиража в 1601 году, книга уважаемого католического прелата, прорекламированная Папой лично (запрет, конечно, сняли, но было поздно) пережила массу переизданий, была переведена на все европейские языки (на русский по приказу Петра I) и находится в свободном доступе. Повествуется в ней о великой истории славянского народа, который «озлоблял оружием своим мало не все народы во вселенной: разорил Персиду, владел Азиею и Африкой, бился с египтянами и с великим Александром». Также, о создании славянами своих государств на Балканах и на востоке Европы, о их религии (в прошлом, языческой), нравах, законах, о покорении славянами Европы западной (Италии в том числе) в раннем средневековье, и о происхождении от славянского языка языков германских, финских и даже кельтских. Если таких подробностей мало, более можно узнать из оригинала по ссылкам.

...Да. И тут нужно отметить — даже подчеркнуть, — что Мауро Орбини считался при жизни и считается теперь серьёзным, уважаемым историком. В суждениях его можно отметить некоторую тенденциозность, — автор ставил цель прославления южных славян (прочие славянские народы он, впрочем, признавал равными по достоинству сербам и болгарам), не скрывал её и шёл к ней прямо. Однако, в чём-то подобном можно обвинить любого историка. Главное же, к цели Орбини шёл не как идут фрики — невзирая на фальсифицированные врагами народа факты, — а опираясь на исторические свидетельства.

-3

Секрет грандиозных успехов славян в описании Орбини — весьма прост. И уже раскрыт во вводном абзаце. Если считать, что в источнике «Мауро», значит «мавр», а «мавр» значит «негр»… Делай раз: греки называли русов «скифами», но русы это русские, русские — славяне, ergo, скифы — славяне. Получаем набеги славян на Персию и даже Египет эпохи фараонов. Аналогичным образом Орбини присчитывал к славянам балканских иллирийцев и гетов, авар, алан, бургундов. Но, главное, готов, — происходивших по собственной мифологии от скифов (славян) и создавших свои государства в Испании и Италии. А готы-то — кто? Правильно, шведы в XVI веке продолжали называться готами. Но шведы, — германцы. Ergo, германские языки происходят от славянских.

Тем не менее, по меркам XVI-XVII веках метод Орбини был вполне научным, основанным на формально логичной трактовке исторических источников. Источники же Орбини не придумывал, не перевирал, не утверждал, что их уже переврали другие — никакая фрическая версия не существует без «заговора». Честно жонглировал фактами, что только и мог историк в его время. Археология ещё не стала наукой, научная же лингвистика, как раз, только разрабатывалась Скалигерами — отцом и сыном.

Однако, и тогда читатели понимали, что вдохновенные рассуждения аббата не имеют доказательной силы. Трактовать сообщения источников можно так, а можно иначе. Как следствие, выводы Орбини в рядах современников и (разумных) потомков не вызвали ни сенсации, ни даже минимального интереса. Интерес вызвали именно источники. Орбини широко цитирует 300 работ, — в том числе, сербские, болгарские, русские, — в том числе и к настоящему моменту утраченные. Например, о «Московских анналах» некого Еремея Русского (домонгольское начало XIII века) известно только от Орбини. Благодаря источникам, «Славянское царство» высоко ценится историками.

Благодаря источникам же, — использованию литературы схизматиков — труд Орбини попытались запретить в Риме. Кстати, какими-либо санкциями против автора это не сопровождалось… И, опять-таки, источники делают «Славянское царство» крамольным с позиций альтернативной истории. Он ссылается на летописи, «подделанные» согласно альтернативной версии истории позже, и упоминает факты, лишь в XVIII столетии «выдуманные» немецкими академиками. Причём, использует современную фальшивую «скалигеровскую» хронологию, ещё не созданную Петавиусом.

...Не только лишь все, но и высокопоставленный служитель католической церкви в XVI веке мог додуматься в одно арифметическое действие переводить принятые у сербов, болгар, греков и русских датировки по Константинопольской эре (от сотворения мира) в европейские «от Рождества Христова».

Блог нуждается в поддержке. Кошелёк ЮMoney 4100 1168 3178 5907