Джованни Пьетро Кампана (1809 - 1880) - знаменитый итальянский коллекционер XIX века.
Отец и дед Кампаны были руководителями римского банка Monte di Pietà, который с XV века был фондом, помогавшим монахам сначала безвозмездно, а потом, став ломбардом — под проценты, к XIX веку превратившимся в ссудную кассу Ватикана. Кампана унаследовал от предков страсть к коллекционированию античных памятников, должность, которая позволяла ее удовлетворять, и земли недалеко от Рима во Фраскатти, где можно было производить раскопки, ставшие началом коллекции семьи.
Карьера молодого банкира развивалась стремительно, уже в двадцать четыре года он стал генеральным директором Monte di Pietà. Но основной страстью Джованни Пьетро было коллекционирование. Он добился высокой должности в папской администрации, профессионально занимался археологическими раскопками, заводил и поддерживал полезные знакомства.
Со временем коллекция стала такой огромной, что маркиз открыл на ее основе общедоступный музей — Музеум «Museo Campana». Большая часть экспонатов выставлялась в павильоне, построенном на территории наследственной виллы, недалеко от Колизея, а филиалы Музеума располагались в разных частях Рима. С коллекцией Кампаны знакомились и римляне, и гости итальянской столицы. В Золотой книге почётных посетителей есть подписи известных людей своего времени — например, короля Людвига Баварского.
В 1829 году начал проведение раскопок на собственных землях во Фраскати.
Позднее получил разрешение от Папы на раскопки в Остии и Риме (в том числе в термах Каракаллы).
Для своего музея собрал около 15 000 предметов.
В том числе античную скульптуру, вазы, терракоты, фрески, стекло, ювелирные изделия, европейскую живопись, майолику, скульптуру (от Ренессанса до Нового времени).
В 1851 году создает каталог мрамора.
Особенность: фотографии высокого качества.
В своем банке маркиз Кампана стал давать деньги под залог произведений искусства, и многие люди, ранее состоятельные, но оказавшиеся в затруднительном положении, не смогли выкупить свои залоги и их антики становились частью коллекции маркиза. Это было его ноу-хау, до этого так никогда не делалось. Кассу банка за долгие годы работы маркиз стал воспринимать как свою собственную и часто использовал ее для покупки новых предметов. И когда однажды в Monte di Pietà провели внеплановую ревизию, то оказалась что касса банка пуста.
В 1857 году коллекционера арестовали по обвинению в растрате казённых средств на сумму около миллиона итальянских скуди. Суд требовал для Кампаны жестокого наказания — 20 лет тюрьмы, его обвиняли не только в том, что он потратил казённые деньги, но и в том, что занижал залоговую стоимость предметов искусства.
Приговор суда, 20 лет тюрьмы, был заменен на изгнание и конфискацию всего имущества Кампаны. Чтобы банк смог вернуть себе деньги, коллекция была распродана.
В 1859 году Жан-Виктор Шнец, директор французской Академии в Риме, написал Наполеону III, чтобы убедить его купить коллекцию Кампана. Узнав о покупке части коллекции Россией, Наполеон III решил приобрести коллекцию. Коллекция куплена в марте 1861 года (на две недели позднее Эрмитажа). А именно 11 835 объектов, на сумму 4 800 000 франков. Среди них 10 295 древних, в том числе саркофаг супругов , самая большая коллекция греческих ваз, известная до сих пор, а также 646 картин, скульптуры и предметы искусства.
Наполеона III хотел создать во Франции индустриальный музей. Этому способствовала Всемирная выставка в Лондоне в 1851 году.
Великая выставка промышленных работ всех народов — международная выставка достижений науки, промышленности, искусства и торговли, проходившая в лондонском Гайд-парке с 1 мая по 15 октября 1851 года.
Цель: представить в едином пространстве достижения промышленности и искусства.
В то время в Великобритании создается Музей Южного Кенингтона (сейчас: Музей Виктории и Альберта) в 1852 (1857?) году.
Это учреждение знаменует собой рождение нового типа музея : он включает в себя не только коллекцию предметов искусства, но и художественную школу, библиотеку и другие подразделения. Он призван воспитывать вкус и служить демонстрационным материалом для ремесленников. Глобальная цель музея состояла в содействии совершенствованию британского промышленного производства. Этот музей освещался газом, что позволяло открывать его вечером, в часы, наиболее подходящие для рабочих. Одновременно с созданием музея Южного Кенсингтона создается целая система обучения прикладному искусству в промышленности. К музею присоединена школа, и по всей Великобритании открывается более восьмидесяти школ для художников и ремесленников.
Разговоры о создании музейного института промышленного и декоративного искусства во Франции продлятся более полувека, вплоть до открытия Музея декоративного искусства в 1905 году. С 1840-х годов выдвигались идеи создания нового типа музея со школой и библиотекой в том числе для ремесленников, занятых в промышленности. Жюль Клагманн написал три мемуара, в 1852 году, о положении французской художественной промышленности, с проектом музея, чтобы восстановить престиж декоративного искусства во Франции. Но эти проекты не увенчались успехом. Подобного рода идея была реализована в музее керамики, который был открыт в Севре уже в 1824 году. Изделия, которые выставлялись в этом музее, служили моделями для современной промышленности и ремесел.
Перевод https://journals.openedition.org/cel/721?lang=en
Наполеон III планировал выставить коллекцию Кампаны в Большой галерее Лувра. Но когда ящики и работами прибывают в Париж в конце 1861 года, ничего не готово : в Лувре нет помещения ни для хранения, ни для выставления. Затем планируется представить коллекцию Кампаны во дворце промышленности, который был построен для Всемирной выставки 1855 года ( в настоящее время там находятся большой и Малый дворец). Возникает полемика между сторонниками воссоединения коллекций музея Наполеона III с коллекциями Лувра и сторонниками создания своего рода французского Южного Кенсингтона.
Музей Наполеона III открыт 30 апреля 1862 года императором, в тот же день, что и вторая Всемирная выставка в Лондоне. Музей получил сумасшедший успех.
Музей Наполеона III преследует новую цель - обеспечить ответственность государства за просвещение рабочих классов, чтобы улучшить промышленное творчество и сделать музейные коллекции эталоном для предоставления образцов мастерам прикладного искусства. Эта миссия противостоит Лувру, который считается храмом абсолютного искусства с представлениями чисто эстетических произведений.
Посещение музея Наполеона III становится художественным событием того времени. Более 22 000 посетители этот музей в период с 1 по 4 мая. Шестьсот бесплатных входных карточек раздаются ученым, художникам, но в основном начальникам цехов и рабочим, чтобы они могли изучать коллекции по вторникам, в день, когда музей зарезервирован для них и закрыт для широкой публики.
В результате полемики вокруг “Кампанского вопроса” проект независимого музея был отвергнут, а 31 октября 1862 года, когда музей Наполеона III закрывается, сразу же начинается перемещение коллекций. Часть коллекций предназначена для Лувра, залы, в которых их разместят, будут носить название « музей Наполеона III», другая часть будет отправлена в ведомственные музеи.
Сегодня в Лувре хранятся образцы античной фресковой живописи, итальянские примитивы раннего Возрождения и майолика, а часть коллекции находится в Амьене.
История приобретения коллекции Эрмитажем начинается в 1852 году.
Федор Антонович Бруни (начальник второго отделения Эрмитажа) отмечал Музеум маркиза Кампаны. Но цена на всю коллекцию была слишком велика (4 000 000 франков).
Безуспешны были и попытки археологической комиссии в Риме склонить Кампану к продаже избранных предметов коллекции.
После приобретения англичанами скульптуры и майолики для будущего Музея Виктории и Альберта, папское правительство в 1860 году предоставило право отбора произведений русскому представителю, «заведующему Археологической комиссией в Риме по приисканию древностей» Степану Александровичу Гедеонову.
Именно он сыграл главную роль в покупке коллекции Кампаны для Эрмитажа.
"Во исполнение возобновленных мне при отъезде моем Вашим Сиятельством приказаний, долгом считаю довести до сведения Вашего о возможности новаго во всех отношениях замечательного для Императорского Эрмитажа приобретения….". в следствии открывшихся с его (маркиза) стороны злоупотреблений по части вверенных ему от правительства денежных сумм, маркиз приговорён к изгнанию, а музеум подвергся конфискации… Римское правительство, желая вознаградить понесенные казною убытки и не предвидя возможности продать в скором времени и в одне руки столь значительное художественное собрание (ныне оценяемое от 900 000 до 1 млн. скуд), решилось раздробить его на несколько долей и предоставить желающим возможность приобрести каждую отдельно. Г. Висконти берется, до обнародования продажи, составить по моим указаниям, предполагаемые к приобретению нами доли таким образом, что в состав их войдут по большей части наизамечательнейшие произведения музеума”.
Гедеонов Министру императорского Двора графу В.Ф. Адлербергу в августе 1860 года.
В европейской прессе поднялся шум: против разделения собрания выступили Александр Дюма, Проспер Мериме, Эжен Делакруа, сам Кампана, помилованный папой. Наполеон III заявил о желании приобрести его целиком, однако, Гедеонов успел, как писали журналисты, «снять сливки с коллекции».
Императорский Эрмитаж приобрел около 800 вещей, - ваз, бронз, мраморов и 9 картин. В июле 1861 года из Италии в Кронштадт прибыли корабли с художественными сокровищами. Вскоре груз был доставлен по Неве в Зимний дворец.
565 греческих и этрусских расписных ваз.
35 огромных ваз из Рува (?) и Древней Греции.
139 бронз (в том числе погребальная урна в виде возлежащего юноши, Этрусский шлем и др.).
77 мраморных античных произведений.
44 статуй “почти все полуколоссальные” или не менее натуральной величины.
Видео Эрмитажа про Царицу ваз можно посмотреть по ссылке: https://youtu.be/Dbj-m95LPhk
01.03.1861 - заключение контракта.
Стоимость: 125 000 римских скуди (оплата в течение четырех лет)
Коллекцию Кампаны можно посмотреть онлайн на сайте Эрмитажа.
Источники:
- О выставке “Мечта об Италии. Коллекция маркиза Кампаны” в Эрмитаже (+ видео ролик Эрмитажа о коллекции маркиза Кампаны): https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/temp_exh/2019/kampana/!ut/p/z1/jY_LDoIwEEW_xQ8wM1R5uGwaIwWashCt3ZjZiI1SiCEu_HqJutKI3t0kZ-4DLBiwnq6upt61ns7DvbPRXnMeBTOBmZZ5jFwH1VLGkpUyhu0DwC_iCPaf_xHAjttnvwKGBeyihKrBdtQfp84fWjAMgwWYEzUdeRpK2DebhCfIV2GpVFUwnc8-gGfOOky13ggm5i9gpGnXVOZWpOgkn9wBtEskOg!!/dz/d5/L2dBISEvZ0FBIS9nQSEh/?lng=ru
- Работы из коллекции Кампаны в музее Виктории и Альберта в Лондоне: https://collections.vam.ac.uk/search/?q=Campana&offset=15
- Работы из коллекции Кампаны в Лувре: https://www.louvre.fr/en/recherche-globale?f_search_cles=campana&f_search_univers=
- Работы из коллекции Кампаны в Британском музее в Лондоне: https://research.britishmuseum.org/research/collection_online/search.aspx?searchText=campana
- Работы из коллекции Кампаны в Эрмитаже: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/search-results/!ut/p/z1/04_Sj9CPykssy0xPLMnMz0vMAfIjo8zi_R0dzQyNnQ28DNxMDAwcfYIDzR3Ngw0NDA31w8EKDHAARwP9KGL041EQhd_4cP0oVCv8Pb3NDRz9Q0w9_P3DnI2cTaAK8JhRkBsaYZDpqAgAtcwNZQ!!/dz/d5/L2dBISEvZ0FBIS9nQSEh/?lng=ru#search=%25D0%259A%25D0%25B0%25D0%25BC%25D0%25BF%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0
- О приобретении коллекции маркиза Кампаны Эрмитажем в 1861 году: http://academy.hermitagemuseum.org/materials/priobretenie-kollekcii-kampana
- Статья Gianpaolo Nadalini La collection Campana au musée Napoléon III et sa première dispersion dans les musées français (1862-1863) Journal des Savants Année 1998 pp. 183-225: https://www.persee.fr/doc/jds_0021-8103_1998_num_2_1_1618
- Статья La collection Campana au musée Napoléon III et la question de l’appropriation des modèles pour les musées d’art industriel: https://journals.openedition.org/cel/721?lang=en
- Аннонс конференции Le Musée Napoléon III : la collection Campana dans la politique culturelle du Second Empire: https://www.louvre.fr/le-musee-napoleon-iii-la-collection-campana-dans-la-politique-culturelle-du-second-empire
- Cтатья Петербург отдает дань уважения маркиюзу Кампане: http://www.theartnewspaper.ru/posts/7147/
- Источник фотографий для презентации: https://www.researchgate.net/publication/275151091_The_Campana_Museum_of_ancient_marbles_in_nineteenth-century_photographs
- Источник фотографий для презентации: https://www.flickr.com/photos/dealvariis/albums/72157621921805729/with/3823054253/
- Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа (1764 - 1917). - Л.: Искусство, 1985. - 407 с.