В годы, когда Елизавета Петровна была лишь вероятной наследницей престола, она находила утешение в объятиях лейб-гвардейца Алексея Яковлевича Шубина. Романтичная по своей натуре, цесаревна искренне привязалась к молодому красавцу. Но могло ли быть у этой истории продолжение?
Шубин родился в 1707 году в семье бедного владимирского помещика и в юном возрасте начал службу в Семеновском полку. Шубина нередко отбирали для дозорной службы у царского дворца. Именно на посту он как-то встретился с Елизаветой Петровной. Молодая девушка обратила на него внимание, однако тогда встреча эта не переросла в романтические отношения.
Уже позже его назначили ординарцем (то есть человеком, занимающимся посылками) при Елизавете Петровне, где он сразу смог заслужить расположение благодаря своей энергичности и, конечно же, красоте. Во время одной из поездок на охоту в окрестностях Владимира, родного города Шубина, он предложил Елизавете организовать экскурсию по здешним местам. Видимо его энергичность пошла на пользу, потому что, как считается, именно после этого между ними завязались отношения.
Елизавета писала пылкие любовные поэмы Шубину. Он был единственным, кому она посвящала стихи:
Я не в своей мочи огнь утушить,
Сердцем болею – да чем пособить,
Что всегда разлучно
И без тебя скучно.
Лучше бы тя не знати,
Нежль так страдати
Всегда по тебе.
Стали даже шептаться о внебрачных детях, якобы появившихся от этого союза. Например, французский посол Шарль д’Эон утверждал, что Шубин и Елизавета Петровна имели внебрачную дочь, которая воспитывалась при дворе под видом дальней родственницы. Впрочем, эти домыслы цесаревна не опровергала, надеясь, что подпорченная репутация убережет ее от замужества.
Вступившая на престол Анна Иоанновна приняла решение разорвать этот союз: Шубин был отправлен в Ревель, а оттуда тайно возвращён в Петербург, где его подвергли жестоким пыткам и наказанию кнутом. Официально пытались добиться от него признаний в заговоре, но настоящая причина, конечно, была в другом. В 1732 года Шубина отослали на Камчатку, где насильно обвенчали с местной жительницей. Письма писать тоже запретили: «Шубина за всякие лести послать в Сибирь с находящимися его людьми через Вологду, немедленно, придав ему одного доброго обер или унтер-офицера с пристойным числом солдат, и везти их дорогою тайно, чтобы посторонние отнюдь ведать о нем не могли и для того в городах и других знатных местах с ним не останавливаться, а на ночлег останавливаться всегда в малых деревнях и накрепко смотреть, чтобы он, будуче деревнею, о себе никуда известия подать не мог».
Дополнительно к секретному указу, сибирский губернатор Плещеев получил приказ отправить пленника с его людьми в самый отдалённый от Тобольска городской острог и соблюдать факт содержания Шубина в строжайшей секретности.
Когда Елизавета Петровна стала императрицей, она приказала отыскать Шубина. После долгих поисков его привезли в Петербург летом 1743 года. По описаниям современников, Шубин был столь обезображен и так изменился от суровых условий жизни на Камчатке, что никто из прежде знавших красивого и энергичного гвардейца не мог его сразу узнать.
«За невинное претерпение» он был произведён из прапорщиков сразу в генерал-майоры и в премьер-майоры Лейб-гвардии Семёновского полка, награждён орденом Св. Александра Невского и пожалован вотчиной в Макарьевском уезде Нижегородской губернии с 2000 крестьян.
Но вернуть былых чувств не удалось. В следующем году Шубин, недовольный предпочтением, оказываемым императрицей Разумовскому, вышел в отставку в чине генерал-поручика и поселился в своём имении. Туда он вызвал свою жену из Камчатки, к которой успел привязаться. Скончался бывший фаворит в 1766 году.