На самом деле даже не знаю, с чего начать обозревать такую неоднозначную тему. Можно было бы привести аналоги с империей, которую неминуемо ждёт разрушение. Или с пульпитом, который начинает ныть только после того, как внутри зуба уже почти всё сгнило. Вероятно, не самые удачные сравнения, но то, что Болливуд, державший в стране лидерские позиции несколько десятилетий и покорявший забугор, уже никогда не будет прежним, это сложившийся факт. Многие, кто разбирал эту ситуацию, стопроцентно уверены, что в этом виновата продвигаемая в стране идеология хиндутвы и её последователи, но не всё так однозначно.
Кратко разберу, с чего начался бойкот Болливуда, каковы его причины, последствия и что, собственно, ждёт фабрику грёз в дальнейшем.
Куда начать смотреть? Пожалуй, предпосылки начались ещё в начале 2010-х годов. Не начало бойкота, а именно предпосылки. Многим индоманам известно, как сцена с Шивой из PK c Аамиром Ханом подпалила верующим индуистам пониже спины. Были такие прецеденты и раньше, но этот скандал муссировали с особым пристрастием.
Репутация Аамира усугубилась, когда на одном из мероприятий он рассказал о том, как его ныне бывшая жена Киран Рао боялась за своих детей на фоне роста нетерпимости в стране, роста убийств мусульман и представителей интеллигенции и даже думала о том, чтобы покинуть родину. Разумеется, политики и общественники правого толка не обошли его высказывания стороной.
Вот основные причины по мнению специалистов и зрителей:
Ремейки
Наверняка вы заметили, что чуть ли не каждая третья картина на хинди является ремейком южного хита. Да, ремейками баловались и те, и другие, но начиная с 2010-х годов эта тенденцию уже невозможно игнорировать. Взять хотя бы недавние примеры: Викрам Веда, обе части Drishyam, Shehzada... Вышеупомянутый Laal Singh Chaddha - тоже ремейк, хоть и голливудского Форреста Гампа.
Тут два варианта: либо в Болливуде дефицит писательских мозгов, либо продюсеры видят (и не без основания) в паразитировании на успехе оригиналов золотую жилу.
Кстати, если сейчас акцентируют внимание на ремейкомании, то почти лет двадцать назад критики беспокоились о засилии копий по голливудским хитам (это даже не новость, индийский кинематограф всегда вдохновлялся старшим братом, ибо очень часто в описании можно встретить выражение loosely based on *вставьте любой голливудский тайтл*).
Болливуд - оплот кумовства
В Индии давно существует тема преемственности в семейном ремесле, и кино - не исключение. Многие из киносемей в Индии стали известными и популярными: несколько семей Капур и Ханов; известные фамилии Бхатт, Ахтар-Азми, Баччан, Датт, Хасан-Ратнам, Мукерджи-Самат, Патауди... И это далеко не весь список. Из этого порой создаётся впечатление, что, прямо говоря, без блата в мир грёз не попадёшь. Не без основания, конечно, потому что в своё время даже Шахруху Хану, не имевшему значимых связей и семейных подвязок, было трудно пробиться в Болливуд даже при большом желании.
Здесь важно упомянуть безвременную смерть Сушанта Сингха Раджпута - одну из самых громких в истории киноиндустрии - как катализатор медленно нарастающей нетерпимости к непотизму Болливуда. Предположительно, Сушант свёл счёты с жизнью из-за психических проблем со здоровьем, и последней каплей стала буквальная отмена карьеры со стороны Yash Raj Films и Карана Джохара в частности из-за игнорирования их проектов (что могло по лояльности местного бомонда по отношению к молодому, набиравшему популярность актёру, который, к слову, как и вышеупомянутый Шахрух, не происходил из семьи киношников). Но это уже тема для отдельного разговора. Тем более, что история уже обросла как правдивыми версиями, так и настолько невероятными, что там задействована конспирология разной степени тяжести и вообще ШУЕ ППШ. И да, любому, кто проигнорировал в своё время смерть Раджпута или как-то высказался неаккуратно, может достаться со стороны его фанатов и сторонников свержения хинди-индустрии.
От себя: отдельно тему Сушанта раскрывать на канале не планирую, так как личная жизнь (и смерть) звёзд - не мой профиль.
Религиозный вопрос и раболепство перед западом
Правым и ультраправым индуистам (которые, напомню, являются подавляющим религиозным большинством в Индии) не дают покоя негативный имидж их самих в кино (в частности, представителей высших каст) и популярность актёров-мусульман (вспомним троицу Шахрух-Аамир-Салман).
А ещё хиндутвисты готовы чуть ли не расправиться с тем, кто критикует нетерпимость к исламу, линию правящей партии Bharatiya Jahata Party и Нарендры Моди в частности, игнорирует национальные ценности, специально или невзначай оскорбляет индуистских богов и защищает Болливуд. В немилость впали актёры Шахрух Хан, Аамир Хан, Свара Бхаскар, Нассирудин Шах, сценарист Хуссейн Хайдри, режиссёрша Лина Манимекалай и много других известных лиц.
Не лишним будет упомянуть и старую поколенческую травму, связанную с ростом нетерпимости индуистов и мусульман в 1930-1940 гг. Такие вещи, как показывает практика, бесследно не проходят и влияют на многие события в стране до сих пор.
Возможно, причина роста популярности фильмов на телугу, каннада и тамильском как раз и состоит в том, что, по мнению верующих, к индуизму там относятся намного уважительнее.
И да, хиндутва не приветствует как неуважени в сторону истинной индийскости, но и поклонение западной культуре, ценностей и светскости. Часто именно в ней блюстители местных духовных скреп видят угрозу их существованию.
На видео - кусочек интервью Шахруха на тему нетерпимости (на английском). К слову, не так давно его обвиняли в том, что он не высказался по поводу фильма The Kashmir Files, будучи мусульманином. Но, как по мне, это яркий пример инфоповода, который раздут абсолютно на пустом месте. Не делает смысла, в общем.
COVID-19 и стриминговые платформы
Мы всем миром сидели дома и, чтобы не скучать, заменили походы в киношку на Нетфликс, Кинопоиск и прочие ресурсы. Здесь, пожалуй, можно и остановиться, проанализировав масштабы "трагедии". Согласно последней статистике, примерно 20 из 26 крупных болливудских релизов в 2022 году (а это 77%) стали убыточными. Это примерно вдвое больше, чем 39% в доковидном 2019 году. Эксперты, однако, рассматривают результаты кассовых сборов больше как признак вынужденного оттока зрителей из кинотеатров и перехода на OTT-платформы. То есть, общемировая тенденция, последствия которой мы наблюдаем до сих пор.
Вряд ли Болливуд умрёт, как таковой. Назвать это тотальным откатом, конечно, нельзя. Одна из развитых индийских киноиндустрий вряд ли упадёт до уровня малоразвитых региональных собратьев, ведь там уже построена мощная, проверенная годами система. Но, тем не менее, любая империя может дать трещину, если не делать ремонт. И далеко не косметический.
Нужен ли Болливуду полный демонтаж? Или стоит учесть ошибки и вернуть доверие зрителей? Напишите под постом! Если увижу отклик по теме, сделаю более подробную статью в будущем.
Лайк, коммент, подписка!
Источники:
Boycott bollywood! Why? What next?
Читайте также: