Найти тему
Катехизис и Катарсис

Дискриминация стариков: «детская» и «взрослая» версии

Когда-то давно, в детстве, я прочитал в хрестоматии для дошкольников рассказ-притчу Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» (если кто не читал – настоятельно рекомендую ознакомиться с полной версией, произведение совсем небольшое; для остальных же я далее кратко напомню суть).

В основе сюжета лежит обычная русская семья того времени – мать, отец, их маленький сынишка и преклонных лет дедушка, который, в силу своего возраста, стал совсем уж немощным, из-за чего родной сын и невестка начали его стесняться и прятать от гостей за печкой, вместо того, чтобы сажать вместе со всеми за стол. Однажды дедушка случайно разбивает тарелку с обедом, и с тех пор невестка обещает кормить его из лоханки, словно животное. Несколько дней спустя родители застают своего сынишку играющим на полу с дощечками, а на вопрос, что же он такое мастерит, малец отвечает, мол, это я, любимые родители, лоханку делаю, чтобы, когда вы постареете, вас из нее кормить. Как известно, устами младенца глаголет истина, и его родители, устыдившись того, какой пример они подают (а главное – испугавшись будущего, которое их ждет, если будут продолжать в том же духе), с тех пор снова стали относиться к старику по-человечески, заботиться о нем и ухаживать за ним.
Мораль сей басни очевидна и, полагаю, в пояснении не нуждается.

Однако, как это часто бывает, у любой детской притчи, написанной таким образом, чтобы даже ребенок ее понял и сделал выводы, но при этом не травмировал свою еще нежную психику, есть настоящий, «взрослый», гораздо более зловещий прообраз событий. И я таковой нашел.

Думаю, многим известно, что в свое время в культурах различных народов считалось абсолютной нормой избавляться от стариков, как от ненужной обузы (научное название данного явления – геронтоцид). Так, например, индейцы снимались зимой со своей стоянки и уезжали вместе со своими вещами на нартах, а стариков из своего племени оставляли медленно умирать на холоде рядом с единственным, постепенно угасающим костром (подробнее можете прочитать об этом в рассказе Джека Лондона «Закон жизни»). Японцы отводили своих старцев на высокую гору и оставляли там умирать в одиночестве от голода, зная, что у тех не хватит сил спуститься, а если таковые все же найдутся, то с высокой долей вероятности пожилой человек при спуске свернет себе шею. В Скандинавии существовал обычай под названием «Ättestupa» (от одноименного названия ряда глубоких пропастей), в ходе которого больных, старых и дряхлых людей сбрасывали с крутого утеса, а если они после этого каким-то чудом не погибали сразу, то их добивали деревянным молотом (что-то подобное было показано в одном из эпизодов фильма «Солнцестояние»).

Здесь стоит сделать отступление и отметить, что, хотя подобные обычаи и практики сейчас нам могут показаться дикими и неразумно жестокими, осуждать тех людей не стоит – они жили в другие, еще дохристианские времена, когда преобладала более примитивная языческая культура, для которой в принципе характерны жертвоприношения, а сама жизнь была в разы суровее; далеко не каждая семья в то время могла вдоволь прокормить себя и своих детей, что уж тогда говорить о стариках, тем более, что те, сами прекрасно понимая, какой обузой они являются для более молодого поколения, как правило стоически принимали свою судьбу и необходимость подобной жертвы.

Ну а теперь самое время перейти непосредственно к тому, с чего я начал – прообразу рассказа Л.Н. Толстого. У древних славян, наших предков, также существовал обычай, связанный с избавлением от стариков: как правило, больных и немощных людей преклонного возраста отвозили глубоко в лес (зачастую это делалось на салазках, так как дело обычно происходило зимой – в самое голодное и тяжелое время года), где оставляли совсем одних, либо же спускали их на лубках, словно на современной ледянке, в какой-нибудь глубокий овраг, если таковой находился неподалеку (во втором случае, даже если старики и достигали дна оврага невредимыми, подняться по крутому склону и вылезти обратно для них было уже не под силу). Так вот, в «недетской версии» рассказа, отец сажает дедушку на салазки и везет его в чащу леса, беря при этом сына с собой. На обратном пути сын спрашивает отца, почему они оставили салазки в лесу; на вопрос отца о том, зачем ему понадобились салазки, мальчик отвечает что-то вроде: «Ну как же, папа, а на чем же я тебя повезу в лес, когда ты состаришься?».

В русском языке имеются такие архаичные выражения, как «посадить на салазки», «сажать на лубок» или «пора на лубок», – все они имеют непосредственное отношение к смерти, и являются одним из доказательств существования подобного обычая.

Напоследок, есть еще кое-что, о чем я хотел бы рассказать в данном контексте. Все эти языческие традиции и обычаи, связанные с тем, как тот или иной народ избавлялся от лишних ртов из числа своих соплеменников – это, конечно, здорово (в том смысле, что изобретательность человеческого мозга поражает, ведь он даже из такого способен сделать обряд, а то и устроить целый праздник), но гораздо важнее и интереснее для меня было понять, как и почему подобная практика была постепенно отменена (по крайней мере, на примере тех же славян). И на этот вопрос я также нашел ответ.

Итак, согласно некому древнему славянскому преданию, в одной из деревень случился страшный неурожай, за которым последовал жуткий голод. Запасы быстро истощались, семян не хватало даже на посев. В связи с этим было решено сократить количество голодных ртов и избавиться от стариков, хотя при этом выживание остальной деревни по-прежнему оставалось под большим сомнением. В последний момент один из обреченных старцев посоветовал жителям деревни перетряхнуть свои крыши (в те времена крыши домов нередко делали из соломы). Оказалось, что за многие годы птицы, воровавшие часть зерна с огородов, потеряли немало семян, которые запутались в соломе на крышах домов, и когда ее всю перетрясли, то удалось собрать достаточное их количество для посева; таким образом, деревня была спасена. После этого случая люди начали понимать, что старики, даже теряя с возрастом былую силу и многие другие свои качества, все еще могут быть полезны обществу благодаря мудрости, нажитой ими в течение долгой жизни, и стали относиться к ним с бо́льшим почтением и уважением.

Со временем, в связи с естественным развитием общества и приходом на Русь христианства, подобные жуткие языческие обычаи и традиции у славян канули в Лету.

Автор - Виктор Дергунов