Посмотрите на подростка, который вечером вместо того, чтобы играть за компьютером, висит на турнике и бегает. Почему он это делает? Что заставляет его отказаться от простых игр в пользу сложного спорта?
Можно пофантазировать:
1. Мальчик влюбился и хочет понравиться девочке.
2. Он боится хулиганов и стремится стать сильнее, чтобы им противостоять.
3. Родители купят ему приставку, если он к Новому году сможет подтянуться 15 раз.
4. Ему просто интересно заниматься.
5. Он ждёт одобрения родителей за свой хороший поступок.
6. Он хочет влиться в коллектив спортсменов в классе или во дворе.
Одно и то же действие человек может выполнять по самым разным причинам. Комплекс этих причин, двигающих нами, и является мотивацией.
Дебри классификаций.
Если углубиться в классификацию, то мы увидим, что подходов к изучению мотивации огромное количество. Можно определять её типы на основе базовых человеческих потребностей (безопасность, еда, размножение). Можно сфокусироваться на источниках, разделив мотивы на внешние и внутренние. А можно ввести типологию по вектору направленности, в зависимости от того, что нами движет – желание вознаграждения или боязнь наказания.
В прикладном смысле я бы сосредоточилась на том, верная или ложная мотивация нами движет. Когда речь идёт о целеполагании, карьерном росте, успехах в жизни, именно это имеет значение.
Может ли мотивация быть правильной или неправильной?
В примере выше мы рассмотрели целый комплекс мотиваций, заставляющих подростка улучшать свои качества. Может показаться, что совершенно не важно, по какой причине мальчик тренируется, ведь в любом случае он становится сильнее и лучше. Это действительно так: если мотивация помогает достигать цели и после достижения результата человек получает вознаграждение в виде дофамина, значит, она правильная.
Проблемы начинаются, если мотивация изначально ложная и не помогает добиться своих истинных целей. В примере выше я отметила, что один из мотивов мальчика на турнике – желание получить одобрение от родителей. Хорошо, если оно действительно будет получено. Но, как показывает практика, если подросток уже встал на путь поиска того самого одобрения, значит, искомого он не получит никогда, так как растёт, вероятно, в "холодной" семье. В этом случае, сколько бы мальчик ни тренировался, свою награду он не получит, и занятия спортом будут заброшены.
Ложная мотивация высасывает из человека силы, вместо того чтобы двигать его к поставленным целям. Можно стать сильным и победить хулиганов. Но если страх вызван чувством незащищённости и боязнью окружающего мира, то любые тренировки бесполезны.
Чем же может помочь психолог?
Правильно мотивированный человек чаще всего успешен, он может ставить перед собой цели и достигать их. Он – целостная, сформированная личность, осознающая, чего именно хочет от себя и окружающих. Ответ на вопрос «Зачем?» помогает решить массу психологических проблем.
Ведь в конечном итоге приземлённый психологический термин «мотивация» крайне близок по сути к философскому понятияи смысл и цель действия.
Именно поэтому борьба с ложными мотивами и поиск настоящих – то, чем занимаются психологи во всём мире.
Удачи вам в работе над собой!
Автор: Юлия Таланцева
Психолог, Клинический психолог Семейный
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru