В 1998 году до меня дошла новость, что мой хороший знакомый Михаил был ночью расстрелян из автомата во дворе своего дома в станице Червленной Шелковского района Чечни.
Все в Отряде знали его как "Мишка-казак". Царствие ему небесное.
Михаил не покинул свой дом в станице, когда Армия в декабре 1996 года вышла из Чеченской республики.
Видел его последний раз зимой 1997 года, когда он приезжал в Москву по каким то своим казачьим делам.
Познакомился с ним в апреле 1995 года, когда Отряд дислоцировался в станице Червленная.
Он был помощником атамана, по моему, Шелковского района. Но честно говоря, я не вникал тогда в казацкую иерархию. Хотя имел некоторое представление об истории Терского казачьего войска.
Кстати, как наиболее последовательные противники Советской власти, терские казаки больше остальных из казаков пострадали после гражданской войны.
И постепенно бывшие казачьи станицы заселялись уже представителями чеченской национальности и жителями других регионов России.
Если Вы посмотрите на карту Чечни, наверняка увидите, что практически все населенные пункты севернее реки Терек начинаются со слова "станица".
Сейчас многие, кто называет себя казаками, помнят о том, что в царской России их предки составляли отдельное воинское сословие. Но ни разу не слышал от встречавшихся лично мне казаков, что они не русские.
Здесь я не обсуждаю тему всяких там ряженых самозванцев.
Считаю, что если люди сохранили свою родословную историю, это надо только приветствовать.
Но в своих рассказах я иногда разделяю русских и казаков, тем самым подчеркивая, что казаки - это определённая группа людей.
Никогда не видел Михаила в казацкой форме или нагайкой. Лишь один раз он пришел на заставу в папахе.
Ростом был чуть ниже среднего, но коренастый с широкой костью и сильными руками. Носил усы, кончики которых опущены вниз. Обычно улыбчивый и всегда в позитивном настроении. В летние месяцы всегда брил голову.
Много узнал от него об истории края, особенностях быта казаков и чеченцев.
Он даже вправил мне позвонки на спине. И я с тех пор забыл о ломоте в области поясницы. Был у него такой дар. Миша рассказал, что выбрала его из нескольких братьев и сестер родная бабушка и обучила тому, что знала сама.
Иногда Михаил пропадал на неделю, другую. Вроде бы работал с сотрудниками ФСБ в горных местностях. Но ничего о своих поездках никогда не рассказывал.
И еще одна встреча с казаками весной 1995 года.
Не знаю уж по чьему указанию, на заставу прибыли 5 человек в гражданке. С баулами. Все худощавые, я бы сказал худые. По рукам сразу видно - все работяги. Встретил их командир и передал мне, потому как я вроде, наряду с другими обязанностями, еще и за "связь с общественностью" отвечал. Я объяснил, где им разместиться и сказал, что зайду через час оговорить, как будем взаимодействовать.
Прихожу к ним в вагон. Знакомимся. Все ребята из казаков. Часть из Минеральных Вод, кто то из Пятигорска. На вопрос о боевом опыте, отвечают уклончиво. Все добровольцы. Взяли на работе отпуска на несколько недель. Их направили к нам. Оружия с собой нет, только нагайки.
Через несколько минут старший, смущаясь поясняет, что у них, вообще то, "сухой закон", а с ним среди казаков строго.
Молча поддакиваю.
Старший полу вопросительно продолжает: "Ну если только за встречу?!". И достает из рюкзака две бутылки вина. Видели бы вы довольные выражения лиц у остальных казачков! Через 10 минут я ушел - служба!
Днем казаки выходили в станицу, как они сами говорили: "На патрулирование, что бы никто не безобразничал". Одеты все по своей форме, за голенищами сапог нагайки. Но не беспредельничали. Во всяком случае, местные на них не жаловались.
На что обратил внимание, так это, как они добросовестно относились к несению службы.
Что бы не светить казаков, мы усиливали ими наши посты в ночное время.
Например, обхожу выставленные наряды. Наши клюют головами. А казаки стоят рядом у брустверов как вкопанные, превратившись в слух и постоянно посматривают по сторонам.
Вот все бы у нас бойцы такими бдительными были!
Казаки были на многих заставах в округе.
Но похоже их присутствие раздражало местные гражданские администрации, тем более, до нас доходила информация, что между чеченцами и казаками в других местах нередко возникали конфликты.
Через две недели мы получили приказ по группировке, что бы все воинские подразделения прекратили сотрудничество с приезжими казаками.
И ещё о казаках. Точнее о казачках.
В Отряде были и молодые неженатые парни. Да и в станице тоже молодежи было еще много.
Вот ведь нашли некоторые из бойцов время перезнакомиться и даже в гости побегать. А два влюбленных "джигита", находясь в отпуске, самостоятельно приехали в Червленную в 1996 году и вернулись в Москву уже с невестами, ставшими их женами.
Если кому интересно скажу, что то ли, действительно казачки очень своенравные по характеру женщины, то ли у наших молодцов терпения для семейной жизни не хватило. Но браки были не долгие, благо, что без детей.
А один из браков для одного из "молодоженов" вообще тюрьмой сроком на 10 лет закончился. Но эту историю я рассказывать не буду.
На этом тему казачества завершаю.
Если есть что добавить, жду Ваши комментарии.
Как одобрение материала, буду рассматривать вашу подписку на канал и лайк.
У меня есть еще, что вам рассказать.