Найти тему

Здоровьесберегающие технологии в работе нейропсихолога с детьми в домашних условиях #нейро

Андрейкина Ю.Н.

Нейропсихолог

На сегодняшний день очень много родителей приходят на прием к нейропсихологу с детьми, записанными в разряд «трудных» или «необучаемых». При сборе информации о жизни ребенка и анализе медицинских документов отмечаются проблемы связанные не только с рождением и взрослением ребенка, но и проблемы с протеканием беременности.

Обращаются со следующими проблемами к специалисту:

• родовая травма;

• рождение с помощью кесарева сечения;

• травмы головы, получение общего наркоза;

• в анамнезе – ПЭП, ММД, СДВГ, ЗПР, ЗПРР, гипертензионный синдром;

• гиперактивен или медлителен; импульсивен, раздражителен, конфликтует с детьми, быстро утомляется, с трудом засыпает; неуклюж, часто спотыкается, излишне травматичен; не сразу понимает обращенную речь; пишет неразборчиво, плохо усваивает учебный материал; плохо запоминает, сравнивает, обобщает; пишет и рисует левой рукой; задержка в формировании мелкой и крупной моторики рук; невнимателен, рассеян, не может сосредоточиться, не может описать картинку, скопировать рисунок; двигает ногами, языком, когда пишет и рисует; пропускает, заменяет буквы, часто пишет их зеркально.

Метод замещающего онтогенеза один из тех методов, который можно использовать родителями дома, как домашнюю зарядку, разминку между уроками или отдельный коррекционный блок занятий. Разработан данный метод А.В. Семинович, как базовая нейропсихологическая технология коррекции, профилактики и абилитации детей с разными вариантами развития, которая состоит из четырех блоков упражнений:

• дыхательные упражнения;

• глазодвигательные упражнения;

• растяжки;

• упражнения двигательного репертуара.

Необходимо придерживаться следующих принципов выполнения работы нейропсихологических занятий дома:

• занятия должны выполняться систематически с периодичностью 4-5 раз в неделю, по 15 минут (это чистое время самих упражнений), лучше в промежутке между письменными и устными домашними заданиями, не позже 18 часов вечера;

• упражнения в занятиях выполняются строго в той последовательности и в том временном режиме в котором они написаны;

• четко оговаривать инструкцию заданий;

• определять заранее время выполнения конкретных заданий;

• в занятиях сочетание упражнений и деятельности, направленных на напряжение с релаксационным компонентом (полным расслаблением мышц).

Комплекс активации мозговой деятельности (Т.Г. Горячева), выполняется перед домашней работой, как компонент настроя на работу, в быстром темпе, выполнять можно не все упражнения, выборочно, меняя). Массаж лица и шеи:

• быстро потереть ладони друг о друга, пока они не станут теплыми; левой ладонью растереть правую кисть, затем наоборот;

• поглаживание лица: приложить ладони ко лбу и на выдохе провести ими с легким нажимом вниз до подбородка, а вдохе вести руки со лба на темя и затылок, с затылка на шею;

• самомассаж головы и шеи мягкими поглаживающими движениями;

• самомассаж ушных раковин: зажав мочку уха большим и указательным пальцами, разминать ухо по краю снизу-вверх и обратно; потянуть ушные раковины вниз, в сторону и вверх;

• хлопки обеими руками, чтобы пальцы обеих рук соприкасались, затем хлопки кулаками.

Упражнение на расслабление, направленное на расслабление после утомительной работы или как переключение на другой вид деятельности.

Для примера представлено одно из упражнений.

«Аквариум» - в глубокую неширокую посуду помещаются мелкие детали (пуговицы, бусины, детали от «Лего»). Для работы наливается теплая вода или пена для купания, ребенок может свободно перебирать руками предметы или выполнять определенные задания:

• двумя руками взять как можно больше деталей;

• пересыпать детали из одной руки в другую;

• правой рукой собирать в кулачек только пуговицы, левой только бусинки и т.д.

Этот комплекс выполняется в течении 5 минут.

Уровень сформированности пространственных представлений - один из важнейших показателей развития ребенка и его готовности к обучению, определяющий успешность освоения базовых навыков письма, чтения и математики в начальной школе, но к сожалению, на сегодня так мало развиваемый. В связи с этим необходимо пропагандировать среди родителей информацию, что для развития всесторонне развитого ребенка необходимы такие «забытые» технологии как подвижные игры, соревнования, сюжетно-ролевая и дидактическая игры.

А также важен пример взрослого, который своим примером покажет ребенку здоровый образ жизни.