Продолжаем рассказывать про работу издательства. Сегодня – пост для авторов, которые хотели бы опубликоваться в «Самокате». У нас на сайте есть страница для авторов, но нам сказали, там уже много информации. Поэтому больше рассказываем тут.
«Был ясный летний денёк, дул ветерок, светило солнышко. Маша была хорошей и послушной девочкой...» (90% рукописей, которые мы получаем на редакционную почту).
Вам, наверное, очень хочется написать что-нибудь доброе, уютное, согревающее, но пока нет сюжета. Для сюжета нужен конфликт. Мы не виноваты, просто иначе писать будет не о чем. Тут все должны посмотреть на медведя. Видите картинку выше? Вот! Это конфликт. А что было бы, выберись медведь спокойно наружу? Да ничего. В этом и дело. Нет проблемы - истории тоже нет.
Если очень хочется написать о том, как всё было хорошо и ничего плохого не случилось, посмотрите как пример «Вафельное сердце» Марии Парр.
Но помните, что двух Марий Парр быть не может. Придётся сочинять что-то своё.
«Захар с отвращением натянул сморщенные колготки, насыпал сахара на кусок хлеба - своё любимое лакомство, и пошёл в школу, втыкаясь по дороге в старенький айфон...»
Вот вы смеётесь, а мы преувеличили только чуть-чуть. И правда, попытки выдать собственные детские воспоминания за жизнь современных детей выглядят не так, как хотелось бы автору. Мы понимаем, что ностальгия, но пусть лучше воспоминания о детстве будут честно воспоминаниями взрослого. Так у вас и возможностей больше.
Кстати, вот несколько хороших книжек для примера: «Проект номер 19» Аси Кравченко стала лауреатом премии Чуковского в 2020 г. Работы Дарьи Варденбург высоко оценило жюри Крапивинской премии. А недавняя новинка - «Папа ищет работу» Вали Филиппенко вышла летом 2022 года, а её уже переводят на китайский.
Если современные дети вам не интересны, вряд ли стоит рассматривать их как свою будущую аудиторию. Читатель, даже неопытный, всегда чувствует такие вещи. Пишите для взрослых, ностальгируйте вместе. (Не забыли, что у каждого издательства свой формат?).
Кстати, Артур Гиваргизов (поэт, прозаик, музыкант, человек и пароход) ловко умудряется сочинять что-то такое удивительно, что любят и дети, и взрослые, а это верный признак очень-очень хорошей книги.
«Дорогое и любимое издательство! Посылаю вам свои стихи. Недавно я родила доченьку, пишу для неё и стихи выскакивают из меня сами, ну, прямо как горячие пирожки...»
Мы ужасно за вас рады, поздравляем, но, к сожалению, радость стать мамой и профессия писателя – вещи разные. Ребёнок, особенно маленький, любит мамин голос и чтобы ему что-нибудь рассказывали. Поэтому что бы вы ему ни читали – хоть свои стихи, хоть лицейскую поэзию Пушкина, хоть инструкцию к стиральной машине – он будет рад. К литературе это пока отношения не имеет. Радуйте своего малыша, а про писательство поговорим отдельно.
Наша боль: с поэзией сложнее всего. Как ни крути, книги делаются, чтобы их продавать, а давно ли вы сами покупали книги стихов?
(Этот вопрос болит у нас каждый раз, когда мы пытаемся объяснить редсовету важность поэтической серии. Стихи для поэтички собираем долго, скрупулёзно, готовясь защищать будущую книгу поэзии от прозы отдела продаж).
Совет для авторов-поэтов: посмотрите у нас на сайте «День дождения» Михаила Яснова, «Если хочешь быть красивым. Энциклопедию хотений» Евгения Клюева, или, например, «Физику Тузика» Алексея Зайцева.
«Донна Мария томно выдохнула и обвила свои нежные руки вокруг мускулистого торса дона Эстебана...»
Ещё раз напомним про формат издательства и издательские серии. Вот если бы донна Мария была подростком и первый любовный опыт стал частью её взросления, имело бы смысл показать рукопись нам. Такой текст лучше отправить тем издателям, кто специализируется на «дамской» или развлекательной литературе.
Как совсем нельзя
Если вы собрали все возможные адреса всех издательств, которые нашли и отправили рукопись одной рассылкой. Вы только что сообщили всем издателям сразу, что понятия не имеете, чем они занимаются, знать этого не хотите, но надееесь, что вас опубликуют как-нибудь так.
Ну, есть такое выражение: палить из пушки по воробьям. Считайте, так и выстрелили.
Немного про имена героев
«Зайка Финтифлюшка...» (говорят, лень – мать всех пороков).
«Дракончик Арррпррррххххпригович...» (не пишите того, что не сможете сами выговорить).
«Федька Прыгалкин...» (спросите своих или чужих детей, как им такое имя персонажа).
«Сэр Джеффри...» (эээ, может, и неплохо, но только если уверены, что хорошо знаете реалии и культурный код. Даже – особенно – если это ваша фантастическая вселенная).
Имена героев довольно часто (ладно, почти всегда) рассказывают многое и об авторе, и о качестве рукописи. Ставьте себя на место читателя.
Да, мы знаем, как трудно придумывать имена. Мы знаем всё, с чем сталкивается автор. Поэтому у нас есть встречи с писателя, занятия онлайн-ателье и разные другие полезные штуки для писателей, художников, переводчиков и даже артистов озвучки аудиокниг.
Какие темы не надо указывать в письме и о чём не надо писать
«Заявка на публикацию», «новый автор», «рукопись к рассмотрению» – такие темы называются выдаванием желаемого за действительное. Это не помогает.
Снова напомним – прежде, чем отправлять рукопись, зайдите на сайт издательства и попробуйте честно определить, подходите ли вы друг другу.
«Я, Подколенный Павел Викторович, проживающий там-то и там-то, дом, строение, квартира, почтовый индекс, телефон, номер паспорта, адрес прописки, женат, двое детей».
Как вы думаете, рукопись какого рода мы увидим в письме, написанном в таком стиле? Правильно, скорее всего, это «Маша была послушной девочкой». Или, как вариант, воспоминания автора о своём пионерском детстве.
Дорогой Павел Викторович, о рукописи мы уже сказали выше. Извините за непрошеный совет, но, пожалуйста, помните о безопасности своих персональных данных.
Всю необходимую информацию мы спрашиваем у автора в случае, если книга уже принята к публикации. И это точно не то, что мы хотим знать о вас в первую очередь.
Что мы на самом деле хотим знать о рукописи и её авторе
О себе писать сложно, мы знаем. Лучше просто вежливо указать имя и, может быть, кто вы, чем занимаетесь. Правильно рассказать, публиковались ли раньше, участвовали ли в конкурсах. А вдруг у вас есть ещё какие-то необычные обстоятельства, которые и заставили написать книгу? Например, личный опыт работы. Вдруг вы семейный психолог, как Екатерина Мурашова. Или, как это было с книгой Марии Дубовой «Мама, ау», у вас необычный опыт родительства.
В общем, намного важнее, почему вы написали именно этот текст. Просто один-два абзаца – о чём рукопись. Лучше указать, в какой из серий вы её видите и почему (так мы поймём ваши особенности как автора). Хорошо, когда вы присылаете нам синопсис вашего текста. И, конечно, сам текст. Иначе как же нам вам ответить?
Почему мне не отвечают?
Два самых частых вопроса, которые мы получаем: о судьбе рукописи и желание получить хоть какой-то отлик.
Тут всё просто. Ничего не изменилось в смысле «Рукописи не рецензируются и не возвращаются». Бета-ридинг, рецензирование - это работа, такая же, как работа, например, редактора.
Если вы отправили нам рукопись, то наверняка получили ответ: «Срок рассмотрения – 2 месяца. Мы свяжемся с вами, если нас заинтересует ваша работа».
Мы честно читаем редакционную почту, но, к сожалению, не имеем физической возможности отвечать всем. О чём и сообщаем. Не ленитесь внимательно прочесть письмо-ответ. «Если рукопись заинтересует...» – означает «если». Если два месяца прошли и вам не ответили – можете смело отправлять рукопись в другое издательство.
Как понять, стоит ли предлагать рукопись издателю
Книга обычно рождается, когда автор пишет то, что хотел бы прочесть сам, но нигде не нашёл.
Вот примерно то, что нужно, чтобы книга получилась:
У вас есть чёткое понимание, какие смыслы и типажи вы хотите донести до читателя.
Ваш текст написан так, что вы сами готовы заплатить за эту книгу (рублей 400 недрогнувшей рукой).
Вы знаете, какие книги похожего типа есть (или нет) на рынке и уверены, что у ваша работа несёт что-то действительно новое, свежее, стоящее.
Что делать, если пока ни того, ни другого, ни третьего?
Хороший писательский способ набрать силу – вообще не писать. Крепитесь до тех пор, пока у вас не накопилось достаточно смыслов, сюжетов, образов и пары блокнотов с коллекцией зарисовок, ярких слов, интересных наблюдений. Однажды вы почувствуете, что нашли свой сюжет и своих героев.
И самое важное: не бывает нечитающих писателей.
Отсутствие читательского опыта нельзя скрыть. И нет, книг, прочитанных в детстве недостаточно.
Читайте, изучайте колорит авторского языка, особенности писательских стилей, нащупывайте свой будущий голос.
Хорошая книга всегда что-то меняет в жизни читателя. Пусть у нас будет больше таких книг.
#литература
#книги
#книги для детей