Я уже рассказывала, как судьба послала мне в мужья балетного артиста.
Скажу я вам, это очень интересно, когда вы с супругом занимаетесь совершенно разными делами.
Вы, например, ему рассказываете о том, как сильно давит беременность на мочевой пузырь, а он вам в ответ... думаете о чем? Ну конечно, об армии!
Шутки шутками, у кого мужья служили, не дадут соврать: тема армии занимает почетное место в мужском фольклоре: вот бабы, вот автомобили, а вот, прямо скажем, и служба в армии. Приоритеты расставьте сами.
Не очень я твердо знаю, как происходит призыв балетных артистов: одно время их начинали призывать на общих основаниях, а сейчас, кажется, предлагают возможность пройти альтернативную службу, в том числе, в театрах и армейских ансамблях.
И это вовсе не потому, что в армии от них мало толку: как раз наоборот, "балеруны" (артисты балета, если по-правильному) - здоровые и сильные кони, по-армейски дисциплинированные и впитавшие средневековую цеховую субординацию с первым плие.
А дело в том, что профессия их физически сложна настолько, что без ежедневных уроков и репетиций артист моментально теряет форму.
...Знакомая балерина как-то рассказывала, что на длительных гастролях за рубежом они однажды остались без репетиционного зала. И ежедневно ходили разминаться в большой привокзальный туалет, глядя в зеркало и держась за раковину. Женщины вокруг очень радовались, улыбались и пытались сфотографироваться рядом...
Но потерять форму - еще полбеды, потом можно и восстановиться: балерины вон нынче спокойно рожают и возвращаются на сцену. Не мировые звезды, конечно, и обычно уже ближе к завершению карьеры, переходя потом на с классических партий на модерн.
Что же касается армии, беда тут в том, что у профессионального артиста балета ситуация "армейская обувь минус ежедневные уроки" навсегда и безвозвратно убивает тонко настроенный связочный аппарат в стопе, да и все остальные, скрупулезно выточенные, мышцы ног. И тогда всё: был артист балета - стал неплохо координированный мужик, с 10 лет видевший только балетный класс - причем за госсчет.
Варианты, конечно же, возможны: кому-то чудесным образом удавалось сохраниться даже в армейских сапогах. Но в печальном большинстве случаев молодой танцовщик возвращается "из армейских сапог" в театр корявым "буратино", уже неспособным вернуться к прежнему же уровню. В общем, пока страна гордится национальным балетом, ей приходится беречь его носителей.
...Так вот, в 20 с чем-то лет по ряду семейных обстоятельств мой будущий муж (тогда я еще не подозревала о его существовании) отказался от положенной солисту отсрочки и пришел в военкомат. На руках у него был официальный вызов от одного из провинциальных театров, где его ждали в качестве военнослужащего-солиста, преподавателя и хореографа любительского народного ансамбля.
Но что-то пошло не так, и за пару недель учебки документы новобранца то ли потеряли, то ли перепутали... и вместо народного ансамбля он оказался в приграничной болотистой местности, откуда тыщу верст можно было скакать до ближайшего ДК в любом из трех доступных направлений.
Определяя по местам прибывших в часть, командование весьма затруднилось с новым бойцом: ничего, хотя бы отдаленно подходящего под его гражданскую специальность, ему предложить не могли. Место в клубе было занято...
С хореографией приходилось расстаться.
Молодой артист был, мягко сказать, огорчен: два года в сапогах ставили крест на всех его планах и надеждах!.. Но балетная выучка заставила быстро собраться, и, подумав немного, теперь уже бывший солист попросил обучить его новой, армейской, специальности. Прощай, балет!...
В крайнем удручении вернувшись в казарму, он нос к носу столкнулся с командиром роты... Муж до сих пор жалеет, что по молодости напрочь забыл его имя и фамилию.
- Откуда? - коротко спросил у него майор
- Из С., товарищ майор
- Где учился?
- В С-м хореографическом училище
- У кого?
- У А. Г.
- А живешь где?
- На Городской...
- Да нууу? А я рядом, на Заставной... И знаю я, кто такой А. Г. - мы с женой ходим в С-й театр, и оба его поклонники... Так что здесь ты служить не будешь!
Успевший за один день потерять и снова обрести любимую специальность, солист балета мог только моргать и... немедленно приступить к учебе.
Зачеты, допуски, ночные дежурства... но каждый день теперь он делал "жете ан турнан" на огромной, залитой бетоном площадке, где обычно разворачивались здоровенные спецмашины. Площадка была слегка наклонной, и можно было представить себе, что это сцена Большого. Мышцы радовались знакомой работе, напарник честно прикрывал хореографического безумца в сапогах.
Через несколько дней в казарме его разыскали старослужащие-грузины и сказали:
- Ээ, генацвале, а ты что, говорят, танцор? Так занимайся! Тебе зачем спортивная подготовка? Исполняй свое, балетное! Мы на турнике, ты рядом...
И к "жете ан турнан" добавились совершаемые уже в тапочках батманы и пируэты.
Между тем майор своего слова не забыл: за неделю он на поезде сгонял в учебку, разыскал там затерянные документы и однажды после обеда вручил их ошалевшему от счастья бойцу:
- Беги в каптерку, собирай вещи! Вот тебе деньги и посадочный талон... А может, ты хочешь сначала посмотреть на подготовку орудия к бою? Как раз сегодня учебная...
- Нет!! Спасибо, я лучше поеду...
Майор захохотал и махнул рукой:
- Да беги уже, беги...
Так муж вернулся в театр и два года отслужил в ансамбле. Ну а потом десяток с лишним лет был солистом академического балетного театра.
Прошло тридцать лет. Муж, уже пенсионер, перетанцевавший почти все, что хотел, давно сам работающий хореографом, в очередной раз встретился со своим педагогом. И вдруг почему-то рассказал ему эту историю:
- А вы знаете, А.Г., как ваша фамилия спасла мне профессию?
Выслушав пересказ тех давних событий, А.Г. помолчал, глядя на выученика, потом позвал из кухни хлопотавшую жену и сказал:
- А хочешь, я расскажу тебе другую историю?
...Много лет назад, когда мой будущий муж еще не родился, молодого А. Г., окончившего питерскую Вагановку у знаменитого Пушкина, призвали в армию. Куда-то в Сибирь. Так получилось. Холод, дыра, глушь. Стоя на первом построении на продуваемой ледяными ветрами площадке, он, как положено, откликнулся на свою, - весьма редкую, - фамилию. Проводивший перекличку полковник неожиданно прервался и подошел к нему:
- Откуда?
- Из С.. товарищ полковник
- Из С.? Танцевал? Танцевал... А ведь бывал я на твоих спектаклях, хлопец... Да... "Жизель", помню, смотрел - запомнил твою фамилию. Хорош, хорош... Так что служить здесь ты не будешь!
...А. Г. вернулся в город С. в местный ДК офицеров: танцевал, преподавал, почти ни на день не выпав из профессии, а затем стал великолепным педагогом классического танца, выпустившим, в том числе, и тот курс, на котором учился мой муж.
Когда я рассказала эту историю своей подруге, она, хмыкнув, задумчиво сказала:
- Даа... И ангелы, наверное, ржали до упаду, когда выбирали, чья очередь знакомить очередного офицера с творчеством очередного балетного артиста...
И я подумала: может, так.
Но главное - в нашей армии служат настоящие офицеры!