Когда я впервые увидел это фото в подборке про князей Юсуповых, то сначала очень сильно удивился. Неужели это переодетый в женское платье Феликс Юсупов?
Известно, что юный князь в юности любил переодеваться в женщин. Может быть, это дошедшее до нас уникальное шуточное фото с тех времен? Однако, присмотревшись к фотографии, я убедился, что это все же не сам Феликс, а его мать - княгиня Зинаида Юсупова в молодости.
Но что у юной княжны на голове? Волосы коротко острижены, как у мальчика, справа пробор совершенно по мужскому типу...
Может быть юная княжна в этот период отходила от какой-то болезни? Но сведений об этом до нас не дошло. Кроме того, немного поискав, я обнаружил в Сети еще одно подобное фото, снятое явно через несколько лет после первого.
Выходит, что Зинаида Николаевна некоторое время носила совершенно нетипичные для девушки последней трети XIX века (период когда сделаны эти фото) прически.
Можно, конечно, предположить, что волосы княжны собраны и утянуты сзади до такой степени, что в фас производят впечатление мужской прически. Но в любом случае это совершенно не типично для женской моды XIX века. Да и как ходить с настолько сильно стянутыми волосами?
С чем это связано, для меня совершенно непонятно. Но речь явно не идет об экономии на парикмахере. С ее финансовыми возможностями Зинаида Николаевна могла делать себе самые модные и сложные укладки хоть несколько раз день.
Получается, что это сознательный выбор. Но что он может означать? Даже Европейские суфражистки (предшественницы феминисток) на рубеже XIX-XX веков выглядели как вполне обычные женщины.
Вообще, подобные короткие прически женщины в Европе стали носить только во время первой Мировой войны.
Известный французский кинорежиссер немого кино Жан Ренуар вспоминал, как был изумлен, когда в 1915 году впервые увидел жену своего старшего брата с короткими волосами:
Мы помнили девушек с длинными волосами. Понятие женской прелести было для нас связано с прическами, и вдруг мы очутились перед новой Евой: за несколько месяцев она освободилась от символов своей зависимости. Наша раба, наша половина сделалась нашей ровней, нашим товарищем.
Но ведь это событие произошло еще как минимум 30-35 лет спустя после юношеских фото княгини Юсуповой.
Вероятно, ответ на этот вопрос может быть скрыт в том, что Зинаида Николаевна в юности хотела казаться оригинальной и, как сказали бы в наше время, эпатажной.
Может быть эти ее черты и перешли к Феликсу Юсупову, который, если судить по его воспоминаниям, имел с матерью гораздо большую духовную связь, нежели с отцом.