Найти в Дзене
Сам себе энергетик

Украинская энергосистема. Возможное тёмное будущее…

14 января 2023 года ознаменовалось, похоже, первым серьёзным ударом по генерирующим мощностям Украины. До этого фиксировались удары по распредустройствам, по генераторным трансформаторам, редко по главным корпусам и вспомогательным сооружениям. Из ударов непосредственно по мощной генерации вспоминается только прилёт одиночной ракеты в машинный зал ДнепроГЭС-1. И вот – удар несколькими ракетами (вряд ли одной) по турбинному залу с выбиванием восьми (по украинским данным) из двенадцати энергоблоков. Не известно, какие повреждения получили эти блоки, на известном фото видно, что один из них (предположительно - №4) выбыл надолго. Что это может означать? То, что военное руководство получило карт-бланш на подобные удары. Напоминаю, что удары по генерирующему оборудованию наиболее эффективны: распредустройство вполне себе ремонтируется, генераторные трансформаторы можно достаточно оперативно заменить (естественно, если есть резервный), а вот замена котла/турбины/генератора, ещё и в условиях в

14 января 2023 года ознаменовалось, похоже, первым серьёзным ударом по генерирующим мощностям Украины. До этого фиксировались удары по распредустройствам, по генераторным трансформаторам, редко по главным корпусам и вспомогательным сооружениям. Из ударов непосредственно по мощной генерации вспоминается только прилёт одиночной ракеты в машинный зал ДнепроГЭС-1. И вот – удар несколькими ракетами (вряд ли одной) по турбинному залу с выбиванием восьми (по украинским данным) из двенадцати энергоблоков. Не известно, какие повреждения получили эти блоки, на известном фото видно, что один из них (предположительно - №4) выбыл надолго.

Что это может означать? То, что военное руководство получило карт-бланш на подобные удары. Напоминаю, что удары по генерирующему оборудованию наиболее эффективны: распредустройство вполне себе ремонтируется, генераторные трансформаторы можно достаточно оперативно заменить (естественно, если есть резервный), а вот замена котла/турбины/генератора, ещё и в условиях военного времени – вещь нереальная. Плюс, в отличии от удара по генераторному трансформатору, когда можно ограничиться тушением, уборкой местности и похоронным маршем по безвременно покинувшему сей мир, ликвидация повреждений генераторного оборудования требует значительно большего объёма работ по приведению электростанции в рабочее состояние, начиная с банальной заделки повреждений стен и крыши главного корпуса (которая может оказаться совсем не банальным). Но, если будет принято решение о выводе данной электростанции из строя, все эти работы могут стать бесполезными, потому что против лома (Калибра или иной ракеты) нет приёма. Думаю однако, что гуманизм в головах нашего командования выветрился не до конца, поэтому полное добивание тепловых электростанций начнётся не ранее наступления теплой погоды (если вообще начнётся). Потому что генерация, использующая турбогенераторы (ТЭС, ТЭЦ и АЭС), помимо электроэнергии, выдаёт ещё и тепло.

Теплотрасса с Ровенской АЭС на город-спутник Вараш. Желающие могут проверить сами
Теплотрасса с Ровенской АЭС на город-спутник Вараш. Желающие могут проверить сами

Предположим, что всё-таки решение о разрушении генерации принято. Но это разрушение очевидно будет не полным, нетронутыми останутся:

1) АЭС. У нашего руководства очевидно нет желания устраивать поблизости от своих границ ни одного нового Чернобыля. А на Украине целых три кандидата на эту роль – Ровенская (2,88 ГВт), Хмельницкая (2 ГВт) и Южноукраинская (3 ГВт) атомные станции;

2) мелкая генерирующая шелупонь – мелкие ТЭЦ, мини- и микроГЭС, ВЭС и СЭС. Подозреваю, что функционирование абсолютного большинства подобных электростанций станет головной болью исключительно их потребителей. При этой оказывать сколько-нибудь существенное влияние на состояние энергосистемы они (несмотря на значительное их количество) не смогут – в виду малой мощности и вытекающей из этого невозможности передачи этой мощности на сколько-нибудь серьёзное расстояние.

У атомных электростанций есть серьёзный недостаток – атомный реактор требует охлаждения даже в заглушенном виде. Соответственно, необходимо либо допускать генерацию АЭС, хотя бы в урезанном виде, либо обеспечивать внешнее электроснабжение. И это шанс для украинской энергосистемы остаться хотя бы в урезанном виде. В данном случае возможны четыре основных варианта:

1) в энергосистеме выносится только основная тепловая генерация (ТЭС и крупные ТЭЦ);

2) в энергосистеме выносится основная тепловая и гидрогенерация (ТЭС и крупные ТЭЦ и ГЭС);

3) чтобы облегчить работу украинским диспетчерам с распихиванием явно недостаточной генерации по территории Украины, выносится практически вся сеть 750 кВ и ПС 330 кВ, удалённые от АЭС на две-три ВЛ. То есть генерация локализуется вокруг атомных станций плюс связи между ними и ГАЭС и европейской энергосистемой;

4) самый мрачный вариант – местная нагрузка выносится по максимуму.

Теперь рассмотрим эти варианты более подробно. При этом нужно учитывать, что варианты вполне себе последовательны – то есть удары, осуществлённые в рамках какого-либо варианты, идут в зачёт и последующим.

1. Энергосистема без тепловой генерации

За счёт того, что Днепр со своими ГЭС удачно разместился посередине незалежной, можно сказать, что Украина прямо сейчас обкатывает данный вариант в его облегчённой версии. Электричество, скорее всего, будет везде, но по талонам и количество этих талонов будет убывать с запада на восток. Особенно жёстко будет в Сумской, Харьковской областях и украинской части Донбасса.

Крупных тепловых энергоблоков на Украине – менее полтинника. С учётом адекватно-пессимистичного расчёта «1 ракета – 2 энергоблока» – 30 ракет. Накинем на банки с огурцами ещё ракет 10, итого – 40 ракет. На более-менее крупные ТЭЦ – ещё 30 ракет.

2. Энергосистема на АЭС

Количество талонов ещё уменьшится, три региона из п. 1 могут смело переходить на свечки и оставшуюся местную генерацию – Южноукраинской АЭС будет катастрофически не хватать на весь восток и юг Украины, да и по дистанции это будет не реально. К ним может присоединиться и Черниговская область, учитывая внимание нашего командования к киевскому энергоузлу.

Опять же оценочно на основные ГЭС порядка 15-20 ракет. С баночным коэффициентом – 25 штук.

3. Локализация нагрузки АЭС

А вот тут наступит эпоха жёсткой сегрегации регионов по признаку наличия/отсутствия электричества. ВЛ 110/150 кВ, да ещё и организованные по областному принципу (т.е. достаточно сильно централизованные) не в состоянии передать адекватную мощность дальше 100-150/200 км. Соответственно, всё Левобережье погрузится в мрак.

Вариант локализации нагрузки вокруг АЭС
Вариант локализации нагрузки вокруг АЭС

На Правобережье ситуация, естественно, будет получше, но свет будет опять же далеко не везде: в лидерах по освещённости Волынская, Ровенская, Хмельницкая (потому что тут аж две АЭС), Кировоградская, Николаевская (ЮУАЭС), Закарпатская (Европа) и Одесская (Приднестровье и Молдова) области. Остальным – как повезёт.

Интересно, что второй вариант может в принципе сам выродиться в третий, за счёт аварийных перегрузок и последующего выбывания автотрансформаторов.

Количество ракет тут оценить достаточно затруднительно – потому что это сильно вариативный сценарий, плюс большое количество ПС позволит всё-таки передавать электроэнергию ещё дальше от АЭС (либо транзитом через ОРУ, либо тупо перемычками).

4. Работа АЭС в минимальном режиме

Собственно, украинская нагрузка выбита практически вся. Почему практически?

1) Южноукраинская АЭС имеет ОРУ 150 и 35 кВ. Перебить оборудование этих сетей (особенно 35 кВ) на Украине просто нереально. Соответственно как минимум энергоблок будет работать;

2) Ровенская АЭС имеет ОРУ 110 кВ. См. п.1. Тоже, как минимум энергоблок 440 МВт;

3) Так как внешнее электроснабжение АЭС желательно организовать всё-таки по первой категории (два внешних независимых источника), то в работе остаётся и Хмельницкая АЭС, ещё гигаватт. Которому, правда, ничего другого не остаётся, кроме как утекать за бугор, а конкретно – в Венгрию. Орбану можно будет скидку на покупку просить, потому что на Украине эту электроэнергию всё равно девать не куда;

4) Про Закарпатье и Одесскую область я уже рассказывал – они имеют внешние, забугорные, источники.

Украина без света
Украина без света

Таким образом, украинские АЭС вполне себе безопасно работают, даже по первой категории (для Южноукраинской АЭС второй источник – это Ташлыкская ГАЭС), но свет на Украине есть лишь в Закарпатской (полностью), Винницкой (от ОРУ Ладыжинской ТЭС), Волынской, Кировоградской, Одесской, Николаевской и Ровненской (во всех – частично) областях. Ну и в городе-спутнике Хмельницкой АЭС – Нетешине – тоже должен быть.

Как ни странно, в данном случае количество ракет можно оценить достаточно точно – имеется конечное количество подстанций/ОРУ (4 ПС 750 кВ (3 полностью/1 – автотрансформаторы), 12 ПС/ОРУ 330 кВ (10/2)), соответственно, и количество ракет конечно (3х10+3х3+10х6+2х4=107*1,3 (баночный коэффициент) ≈ 140 ракет). Плюс дополнительно – по признакам работы подстанций.

И небольшой вывод. Если исходить из того, что удары по энергосистеме наносятся системно, то этот вариант очевидно не рассматривался – иначе бы не было многочисленных ударов по подстанциям, а сразу бы перешли минимум на генераторные трансформаторы. С другой стороны – так как сценарий достаточно жёсткий, то реализовать его прямо с нуля (к тому же часть предыдущих ударов вполне в него вписываются) не так уж и сложно, по крайней мере первые две стадии. При этом третью желательно пропускать – банально меньше целей.

Однако считаю, что планирование атак рассчитывалось на другой вариант – выхолащивание энергосистемы Украины: ни эти удары, ни даже удар по турбинному залу Бурштынской ТЭС этой стратегии никак не противоречат…