Найти тему
Мультсериал Нейроны

Психология детского буллинга: кто виноват и что делать?

В современном мире так часто случается: в медийном пространстве стоит появиться какой-то проблеме и потом о ней слышно буквально отовсюду. И становится не ясно, то ли действительно этой проблемы раньше не было и она вдруг появилась и приобрела такие масштабы, то ли это просто «модно» говорить и писать об этом…

Так или иначе у многих людей это начинает вызывать определенную степень недоверия, а порой и раздражения при одном лишь упоминании таких тем.

Так случилось и с буллингом.

Сегодня с этим термином знаком буквально каждый взрослый, на эту тему пишутся статьи и посты в соцсетях, снимаются ток-шоу и проводятся конференции…

Вот и мы тоже не прошли мимо и решили поделиться с вами своим видением проблемы.

Возникает вопрос: сейчас действительно эпидемия буллинга или просто эта тема «на волне»? Действительно ли он так страшен или это тоже своеобразная уловка специалистов для привлечения общественного внимания, не столько к проблеме, сколько к себе? И, наконец, почему мы, взрослые, выросшие в советские годы и лихие девяностые об этом ничего не слышали в пору своего детства?

А был ли буллинг?

Начнем отвечать на собственные вопросы с конца. Итак, был ли буллинг в пору нашего детства? Отвечаем: конечно, был. Достаточно посмотреть фильм «Чучело» с Кристиной Орбакайте в главной роли, и понять: это не художественный вымысел, а достаточно достоверная зарисовка времени, собирательный образ многочисленных детей, угнетаемых своими сверстниками на просторах нашей необъятной родины. Буллинг был, а вот слова не было. Не называли это так. Буквальным переводом английского слова «bullying» является «запугивание», а по существу это явление синонимично другому чуть менее употребимому понятию – травля. 

Буллинг (или травля) – это агрессивное преследование и издевательство над одним из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны другого, но также часто группы лиц, необязательно из одного формального или признаваемого другими коллектива. Из самого определения становится понятным, что явление это не новое и имело место во все времена существования общественных отношений. Что поменялось и почему мы сейчас слышим о нем так часто? Тут, как минимум две причины: во-первых, изменилось отношение общества к этому явлению, так как в принципе люди стали чаще задумываться о правах человека и о том, что все не обязаны быть одинаковыми и имеют право на индивидуальные отличия. В советском обществе культивировалась идея единообразия всех граждан, а к тем, кто отличался от коллектива было отношение крайне скептическое. «Выскочка», «белая ворона», «не высовывайся», «что самый умный?» - это всё риторика тех лет, отражающая отношение к любой ярко выраженной индивидуальности, а потому для приведения коллектива «в соответствие» все средства могут быть хороши.

Как понять, что мы имеем дело именно с буллингом?

Одним из самых распространенных «аргументом» тех, кто считает привлечение внимания к буллингу излишнем является тезис о том, что конфликты – это нормальный аспект развития социальных отношений и они не минуемы в любом коллективе, тем более детском. Но!

Буллинг – это не конфликт!

Британские исследователи, определяют возможность отнесения той или иной ситуации именно к буллингу по наличию трех аспектов, выражающихся в аббревиатуре IIR:

I – intention (УМЫСЕЛ) – ребенок хотел это сделать; он сделал это нарочно.

I – imbalance of power (НЕРАВЕНСТВО СИЛ) – один из детей так или иначе сильнее, или влиятельнее другого.

R – repeated (МНОГОКРАТНОСТЬ) – это происходило не единожды, а в течение определенного периода времени.

При этом, буллинг может иметь массу проявлений, наиболее распространенные из них мы изобразили в виде схемы:

-2