За несколько месяцев в Центральной Азии я настолько соскучилась по культурной жизни, что, не успев вернуться в Москву, запланировала посещение большого количества мероприятий.
Третьяковская галерея стала первым местом, куда я направилась. Сейчас здесь проходит выставка, приуроченная к 150-летию Игоря Грабаря, впечатлениями о которой и хочу с вами поделиться.
Игорь Грабарь прожил длинную, невероятно насыщенную и продуктивную жизнь. Его называли «человек-оркестр»: он был художником, искусствоведом, реставратором, писателем, ученым, педагогом, музейным деятелем.
Думая о Грабаре, невольно приходят на ум деятели эпохи Возрождения - тот же масштаб личности и разносторонность. Выставка в Третьяковской галерее как раз ставит целью максимально полно показать всю многогранность таланта этого человека.
Экспозиция зонирована по направлениям деятельности: художник, ученый, организатор в области музееведения, реставрации и охраны памятников.
Грабарю-художнику уделено больше внимания, чем другим ролям. И это логично. Наследие его настолько велико, что материала хватит не для одной масштабной выставки. У кураторов не было другого выбора как расставить приоритеты.
На выставке представлены картины разных периодов (начиная от 80-х гг 19 века и заканчивая советским временем) и разных жанров: пейзажи, натюрморты и портреты.
Если среди французских импрессионистов снежные сцены любил писать Альфред Сислей, то в России "певцом зимы" был Игорь Грабарь. До него в русском искусстве никто и никогда не уделял так много внимания изображению заснеженных пейзажей.
И. Грабаря называли "преданным рыцарем зимней красоты" и выставка в Третьяковской галерее это наглядно демонстрирует.
На выставке также представлены многие знаковые произведения художника: "Сентябрьский снег", "Грачиные гнезда", "Февральская лазурь", " Мартовский снег", "За самоваром", "Автопортрет с палитрой", "Березовая аллея", "Луч солнца", "Под березами".
Картина "Под березами" вызывает у искусствоведов много вопросов. Написано произведение было в 1904 году, задолго до супрематических фигур без лиц у Казимира Малевича. Как и почему И. Грабарь написал безликие фигуры и кто изображен на полотне? На второй вопрос ответ однозначный - это племянники Николая Мещерина, друга художника - Валя, Маша и Вася Мещерины. Валя станет первой женой Грабаря, Мария - второй.
Ответ на первый вопрос не столь однозначен. Но скорее всего, работа была просто незавершена
Отдельный зал выставки посвящен академической деятельности И. Грабаря и еще один -работе И. Грабаря в качестве директора Третьяковской галереи.
На протяжении 12 лет И. Грабарь был сначала Попечителем, а затем директором Третьяковской галереи. Благодаря ему музей превратился в крупное государственное учреждение, а его коллекция пополнились работами русских авангардистов, которые сейчас составляют золотой фонд галереи. Н. Гончарова, В. Кандинский, П. Кончаловский, И. Машков, А. Лентулов, М. Ларионов, Р. Фальк, К. Петров-Водкин - работы этих художников, ради которых многие (я в том числе) идут в Третьяковскую галерею, были в свое время приобретены И. Грабарем.
Для иллюстрации деятельности И. Грабаря в качестве в роли организатора музейной деятельности кураторы оформили соответствующий зал в виде фондохранилища.
Резюме: выставка интересная и однозначно достойна внимания. Интерес к ней объяснимо большой, поэтому даже в будний день посетителей здесь некомфортно много. Так что, если есть возможность, в выходной день лучше ее не посещать.
📍Инженерный корпус Третьяковской галереи (Лаврушинский переулок, 12). Дата проведения - до 4 марта 2023 года. Стоимость билета - 600 рублей, для пенсионеров - 350 руб.
Удалось вам уже посетить выставку? Какие впечатления у вас она оставила?