Прича́стие являет собой таинство. В нем хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Спасителя. Христиане вкушают (причащаются) их, дабы грехи их были оставлены, и они смогли бы наследовать Жизнь Вечную. Пожалуй, это самое главное таинство нашей Церкви, и как любое важное явление в жизни человека, оно обросло самыми различными мнениями и слухами.
Прежде всего, верующих интересует вопрос подготовки к Причастию, как сделать это максимально полно, чтобы подойти к Чаше достойно. Что ж, тут надо понимать, что достойным к Чаше подойти не может никто. Мы можем только с Божьей помощью постараться это сделать.
Итак, первым элементом подготовки является пост. Необходимо заметить, что нет никаких правил, сколько и как нужно поститься перед Причастием.
Общей сложившейся практикой (но не законом и не правилом) в настоящее время является – трехдневный пост для людей, которые принимают Причастие редко, не соблюдают установленные посты. Если человек соблюдает посты (в том числе, среду и пятницу вне постных периодов), приступает к Причастию еженедельно или хотя бы раз в месяц, дополнительных постов не накладывается. Обязателен для всех пост с полуночи до Причастия.
Вторым элементом является соблюдение молитвенного правила. Опять же, это нигде не прописано ни в каких правилах. На практике священники все же очень рекомендуют читать ПОСЛЕДОВАНИЯ, остальные молитвы – по возможности. Они помогают верующему в создании верного настроя ко Причастию.
Третий элемент – это исповедь. Если человек редко бывает в храме, то ему нужно сосредоточиться, вспомнить все свои грехи, изложить их на бумаге, чтобы ничего не забыть и, соответственно, назвать их в таинстве Исповеди.
Если верующий регулярно посещает службы, то и ему нужно поступать также, но ему легче, так как он внимательнее наблюдает за сердцем своим и часто исповедается. Но здесь уже священник решает сам – допустить ли человека к Чаше без исповеди, хорошо зная духовную жизнь прихожанина (чтобы не превратить исповедь в формальность) или же все-таки принять исповедь.
В любом случае, допустить верующего к Причастию или нет, – в каждом конкретном случае решает священник. Именно он взвешивает совокупность всех трех элементов подготовки, сложившиеся обстоятельства, личность человека и принимает решение. И тут главное соблюсти четкий баланс между недопустимостью чинения каких-либо препятствий между верующим и Причастием, и в тоже время не допустить формализации данного таинства, помочь прихожанину подойти к Чаше с правильным настроем.
После того, как христианин допущен к Причастию, важно благочестиво принять его. В очереди к Чаше следует сложить руки, положив ладони на противоположные плечи (показывая тем самым смирение пред Богом), идти вперед неспешно, не толкая окружающих, разговоры недопустимы.
Принимать лжицу со Святыми Дарами следует аккуратно, чтобы ничего не попало мимо, после чего поцеловать низ Чаши и проследовать к столику, на котором уже ждет теплота и просфоры. Даже новичку это сделать будет несложно – достаточно вести себя как иные причастники в очереди.
Важно помнить, что истинное православие невозможно без постоянного участия каждого христианина в евхаристии.