В литературной теории (по новоязу в нарратологии) отличают повествование от первого и третьего лица. В первом случае (точка зрения от первого лица) речь идет про описание человеком происходящего с его личной точки зрения. Он описывает как он куда-то идет, что-то видит, о чем-то думает и размышляет, излагает свои переживания.
Во втором случае (точка зрения от третьего лица) повествование ведется нарратором, при этом отличают ограниченную точку зрения от всеведущей. Всеведущая точка зрения от третьего лица предполагает, что нарратору известны все детали внутренней жизни персонажей. В ограниченной точке зрения нарратор выступает в роли обычного рассказчика.
Понятия точек зрения от первого и третьего лица должны быть полезны в философии сознания, поскольку на этом уровне можно избежать рассуждений о «философских зомби» и «квалиа» и остаться на уровне здравого смысла. Ведь по сути дела философ (или нейрофизиолог), рассуждающий о сознании, является ни кем иным, как нарратором. Если про это не забывать, то можно избежать выхода в область фэнтези.
Следует отметить, что в высказываниях от первого лица можно нередко увидеть точку зрения от третьего лица. Человек может взглянуть на себя со стороны глазами науки и сказать: «Я допустил ошибку, но в этом, конечно, виноват мой мозг.» В этом смысле разделение точек зрения от первого и третьего лица требует определенных усилий.
Далее: http://blog.rudnyi.ru/ru/2023/01/person-point-of-view.html