Сегодня смотрим классическую французскую комедию “Ужин с придурком” от мастера изящных комедий, сценариста и режиссёра Франсиса Вебера, в фильмографии которого найдутся возможно одни из лучших картин в карьере Пьера Ришара и Жерара Депардье.
В центре сюжета аристократичный богач, издатель Пьер Брошан (Тьерри Лермитт), который приглашает к себе в гости неприметного налогового инспектора Франсуа Пиньона (Жак Вильре), чтобы познакомиться прежде, чем они отправятся на званый ужин, вынесенный в заглавие фильма.
Бедолага Пьер хотел удостовериться, что Франсуа действительно придурок, которых он с друзьями раз в неделю приводит на ужин, чтобы поиздеваться и повеселиться. И Пиньон оказался таковым, даже больше – за пару часов он перевернёт всю жизнь издателя с ног на голову.
В этом и заключено главное изящество этой комедии: динамичное действие с несколькими порой довольно лихими сюжетными поворотами обеспечивается одними только диалогами. А местом действия служит лишь квартира Брошана, превращая картину в почти что камерную постановку. Повествование короткими эпизодами показывает зрителю другие места лишь для того чтобы обозначить остальных персонажей, хотя все они так или иначе окажутся у Пьера дома.
Такое построение сюжета и повествования стало возможным во многом благодаря первоисточнику – в основе сценария одноимённая пьеса, которую ставил также Вебер и с Жаком Вильре в той же роли. Это и стало одной из причин популярности фильма. Помимо отличного сценария и актёрской игры, разумеется.
“Ужин с придурком” дебютировал 15 апреля 1998 года во Франции и Бельгии, где его посмотрели почти 10 миллионов зрителей. Уже после премьеры картина демонстрировалась на различных международных кинофестивалях, от Торонто в Канаде до кинофестиваля “Тёмные ночи” в Таллине, Эстония, где картину показывали почти 18 лет спустя.
А то, что у фильма есть аж два ремейка (индийский 2007 года и американский 2010 года) служит доказательством и мировой популярности.
Картину тремя премиями “Сезар” (две актёрские и одна за сценарий) и ещё тремя номинациями (лучший фильм, режиссёр и женская роль второго плана) отметила и французская Академия искусств и техники кино.
Пусть “Ужин” и остался без заявленного ужина, который был нужен лишь для завязки сюжета, не могу не заключить, что это Хорошее Кино, которое интересно смотреть даже двадцать пять лет спустя и удивляться его элегантному сценарию.