Знаете ли вы, что мы склонны автоматически реагировать на символы авторитета? К ним относятся:
Титул, одежда, атрибуты успешности. Мы часто реагируем не на сам авторитет, а на символы, роль которых нами недооценивается.
Титул повышает статус человека в обществе. Замечали ли вы, что перед тем как дать слово своему собеседнику, многие телевизионные ведущие перечисляют его титулы? Например: «сегодня экспертом в нашей студии будет профессор.. член ассоциации.. известный..». Титулы заставляют нас прислушаться к мнению такого человека. Однако, некоторые люди используют имеющиеся титулы или присваивают их, чтобы воздействовать на других людей. Это может быть способом манипуляции для того, чтобы повысить в наших глазах статус мероприятия, например, или сформировать у нас определенное убеждение. В таком случае задайте себе вопрос: действительно ли, говорящий титулованный человек эксперт в той области, о которой рассуждает? Если он хороший актер, то имеет ли вес его мнение в вопросах политики? Или может ли он убеждать вас покупать определенный продукт?
Одежда. Ещё один тип символов, который может заставить людей автоматически подчиняться. Сильное влияние оказывает на нас форменная одежда. Исследование социального психолога Бикмана показывает, что людям сложно отклонять требования, исходящие от людей в форме. Эксперимент на улице города показал, что 92% прохожих подчинились требованиям ассистентов, одетых в форму охранников и заставлявших их выполнять различные нелепые требования: поднять выброшенный кем-то бумажный пакет, встать по другую сторону от знака автобусной остановки и так далее. Те-же распоряжения, отдаваемые теми - же людьми в обычной одежде, как правило не выполнялись.
Свидетельством авторитета является дорогая одежда. Эксперимент Р. Чалдини, показал, что человек в дорогой модной одежде вызывает уважение окружающих и стремление подражать. Человек нарушал правила дорожного движения, переходя улицу на красный свет. В половине случаев он был одет в дорогой костюм, а в остальных – в рабочие брюки и робу. В первом случае в 3,5 раза больше людей последовали примеру нарушителя.
Атрибуты успешности. Исследования, проведённые на улицах Сан-Франциско, показали, что водители, прежде чем начать сигналить машине, остановившейся на зелёный свет, обычно ждали дольше, если эта машина имела роскошный вид, а не являлась старой дешёвой моделью. Престижная машина производила такой эффект, что 50% водителей терпеливо ждали момент, когда эта машина тронется с места, не сигналя ей. В такой – же ситуации с дешевым автомобилем водители вели себя противоположным образом.
Мы часто недооцениваем влияние символов авторитета на свои действия и перестаём быть осторожными. Зная, на какие символы авторитета вы особенно реагируете, появляется возможность противостоять мошенникам и манипуляторам использующим это против вас.