Леонид Гайдай и Эльдар Рязанов. Для советского зрителя не было имён более громких и любимых, чем эти два (ну, за исключением разве что Георгия Данелии). Именно они и сформировали Золотой фонд отечественного кино! Короли комедийных сюжетов и тонкого саркастического юмора – Гайдай и Рязанов подарили публике неустаревающие по прошествии долгих десятилетий киношедевры, которые и сегодня с удовольствием смотрят даже современные молодые зрители.
Фильмы Гайдая и Рязанова пропитаны особой магией. Да, конечно всё можно списать на блестящий актёрский состав, на юмор, на музыкальные номера... Но столько картин других художников, в которых всё это есть, и они, почему-то, не цепляют. Учитывая их талант и всесоюзную славу, неудивительно, что Гайдай и Рязанов в некотором роде конкурировали. Однако это было здоровое соперничество, при помощи которого оба гения выражали как адекватную критику, так и похвалу в адрес друг друга.
Гайдай и Рязанов – была ли между ними неприязнь?
Учитывая тот факт, что оба они были королями комедийного жанра в СССР, неудивительно, что Гайдая и Рязанова пытались уличить во взаимной неприязни. Однако – ничего подобного не было. Да, им приходилось конкурировать друг с другом, бороться за финансирование, актёров и любовь публики... Однако это было здоровое соперничество, которое в некоторой степени мотивировало обоих.
Единственное, что действительно было – колкие высказывания в адрес работ друг друга. Так, по словам композитора Александра Зацепина – некоторое время Леонид Иович пренебрежительно отзывался о творчестве Рязанова. Мол – своим всесоюзным успехом режиссёр обязан лишь актёрскому составу, который давно полюбили в стране! А его умения как режиссёра посредственные... Однако – все эти обвинения родились не на пустом месте. Это была ответная реакция на критику со стороны Рязанова, которая прозвучала не в кругу творческой интеллигенции, а прямо на советских худсоветах!
Если верить истории, то Рязанов очень жёстко высказался о «Бриллиантовой руке», а именно: «очень нерешительная работа режиссёра», «отсутствует ощущение чего-то целого», «игра Никулина не сочетается с трюками», «Мордюкова не вписывается», «ощущается какая-то двойственность» и так далее.
Понятное дело, что после такого Гайдай затаил обиду на своего коллегу. Однако уже на третьем худсовете Рязанов искренне похвалил работу режиссёра, после чего отношения между ними наладились. Друзьями они никогда не были – скорее всего потому, что ощущали себя соперниками. Вполне возможно, как обычные люди (прежде всего), они были недовольны друг другом. Однако известно, что впоследствии Гайдай назвал критику Рязанова «довольно дельной», и даже несколько раз смотрел новогодний шлягер «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».
Слали приветы друг другу
Примечательно, но в своих кинокартинах режиссёры слали друг другу своеобразные приветы! Вернее, это были эдакие «подколы». К примеру в поначалу раскритикованном Рязановым фильме «Бриллиантовая рука» можно заметить рекламную табличку киноленты «Зигзаг удачи». Таким образом Гайдай подколол коллегу с его неоднозначной, «нудной» – как описывали её некоторые – комедией.
Рязанов в долгу не остался, и сделал отсылку к упомянутому фильму Гайдая в своей ленте «Служебный роман». Речь об эффектной статуе...
Угасли по-разному
Несмотря на то, что их фильмы были шедевральными и даже слегка похожими (хотя стиль каждого гения узнавался моментально), Гайдай и Рязанов были совершенно разными людьми. Гайдай был тихим и скромным, и подробности личной жизни старался не предавать огласке, в то время как Рязанов охотно пробовал себя везде – был он и поэтому, и драматургом, и телеведущим. И слава их тоже угасала по-разному...
Для Гайдая его последней успешной картиной стала «Иван Васильевич меняет профессию». Все последующие творческие порывы не увенчались успехом, и были приняты публикой неоднозначно. Не зацепило. Таким образом, его царствование в жанре комедии СССР подошло к концу в первой половине 70-х. Рязанов же сумел продлить свою славу вплоть до 90-х.
Сравнивать двух этих метров нет смысла: каждый из них талантлив и уникален по-своему. Работы каждого прекрасны, глубоки, смешны... Это изумительное наследие! А что касается их конкуренции, то она должна быть в любом деле: только здоровое соперничество способно замотивировать на новые достижения...
Рекомендуем также:
Подпишись и смотри вместе с нами через черные очки!)