Найти тему

Уже 100 лет назад люди поняли - что наказание детей - это плохо. Студентам МИП

Психология развития Лекция 1 "Предмет и методы психологии развития" Елена Альфредовна Никитина

Что будем изучать: 1. блок: основные понятия 2. блок: основные теории 3. блок вопросов: когнитивное развитие человека

  • Литература: Дж Баттерворт. «Психология развития»

С психологией развития пресекается: общая психология, психолингвистика (развитие речи), педагогическая психология, социальная психология, психофизиология (сенсорика, нервная система — наше развитие). Мы показываем как речь развивается с оногенезом. Для понимания развития важна связь с социумом.

Определение объекта и предмета.

Объект изучения — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе человек. Предмет — закономерности психического развития человека и его психологические особенности на различных возрастныых ступенях.

«Психология занимается изучением того, как с возрастом меняется поведение и опыт людей» Баттерворт, Харрис.

Табличка всего того, что мы будем изучать:

Вертикально (периоды развития) психология развития:

  1. Перинатальный период
  2. Младенчество
  3. Ранее детство
  4. Школный возраст
  5. Подростковый возраст
  6. Юношеский возраст
  7. Зрелость
  8. Старческий возраст

Горизонтально (сферы развития) возрастная психология: физическое, сенсорное и перцептивное, эмоциональное, моральное интеллектуальное развитие.

Методы от общего к частному: Общенаучные, общепсихологические, собственные методы.

Общенаучные : 1. наблюдение (гипотеза, характеристики, элемены поведения), 2. эксперимент, 3. квазиэксперимент (Квазиэксперимент — разновидность, когда экспериментатор не оказывает непосредственного воздействия на участников или условия эксперимента, а пользуется уже существующими группами для изучения интересующих его процессов.

Общепсихологические: 1. тесты (проблемы: социальная желательность, важна шкала лжи) и опросники — возрастные границы! (Важна корректность данных: либо в описании должно быть, либо пишите автору , любо искать научные исследования, где уже на этом возрасте все было использовано). Проективные тесты. 2. Описание конкретных частных случаев (case-study) показывает, что вы действительно провели исследование и тд. 3. Анализ творческой деятельности (рисунков, тестов)

Собственные методы: 1. метод (план) срезов /лонгитюд (план организации исследования, не метод), 2. дневниковые методы 3. психогенетические методы и т.д.

Планы поперечных срезов: приходим сразу в первый и второй класс, а не ждем год. Минус: нет индивидуальной траектории развития. Кагорта — группа людей одного года рождения, которые отличаются особыми условиями развития. Кагорта может сильно отличаться (год развития сильно отличается от других). Например, начало и конец перестройки. Эффект когорты. Например разные программы обучения в школе. Матрицы Раввена (Рейвена). Правильно продолжть ряд. Просто дети 2 класса были на них натасканы, а третьего класса нет.А видимость была, что в третьем классе развитие остановилось.

Не испытуемые, а респонденты или участники исследования.Так их этичнее называть.

Классификация методов. По Ананьеву, по Гайду и Захарову.

По Ананьеву: Четко выделенные основания для классификации.

  1. Организационные: сравнительный, лонгитюдный, комплексный,
  2. Эмпирические: обсервационные (наблюдение, самонаблюдение), эксперимент, психодиагностический, анализ продкутов деятельности, моделирование, биографический.
  3. Способы обработки данных: методы математико-статистического анализа данных, методы качественного анализа.
  4. Интерпретационные: генетический метод (фило и онто) и стркутурные методы ( классификация и типологизация).

По Гайду и Захарову по 11 различным основаниям: по качеству ( стандартизированные или нет), по назанчению ( что), по материалу, по колличнеству исследуемых, по форме ( усн, письм), по однородности задач (Гомо и нет), по комплексности (батареи или изолир), по хараетеру ответов ( предпис или своб) по облпсти охвата психического, похарактеру умств действий (верб или нет).

Классификация методов :

  • Номотетические (от "законодательный") поиск общих закономерностей. Установление законов развития на основе обобщения. Задача: Установление законов развития, существования и взаимодействия на основе обощения явлений.
  • Идиографические (от «своеобразный») на основе индивидуальных уникальных особенностей развития). Задача: описание индивидуальных особенностей, выделение существенных черт в индивидуальных явлениях.

Этический кодекс психолога —изучайте: уважение прав и свобод, конфиденциальность, добровольность и осведомленность клиента, принцип компетентности.

Про неточность исследований. Повторение 100 исследований из солидных журналов, разультаты были противоположными у каждого пятого исследования. Пример: Овцы запоминают и узнают лица людей много лет (только одно исследование Кендрика, нет других иссследований).

История «Психологии развития».

Из древней Греции нет истоков. До 18 века ребенок не интересен. Потому что искусство и наука — были занятия для мужчин имеющих свободное время. Вплоть до нового времени включительно. Наука сфера коммуникаций. Мужчинам говорить о детях было не пристижно. Ребенок воспринимался как «недо-взрослый» ребенок объект ухода женщин. Высокая рождаемость и смертность детей.

1867-1881 Московская губерния: 541 на 1000 рождыенных до 5 лет умирали. Нижегородская — 509 из 1000. Высокая рождаемость — типа расходник....

До 19 века не приходило в голову, что ребенок качественно отличается от взрослых. Даже художники рисовали детей, как взрослых. Преформисты: ученики великих художников рисовали более похожих детей с натуры от неумения как правильно ( праиль считалось, как взрослых).

  • Дети кстати тоже начинают рисовать не с натуры, а из головы.

Чарльз Дарвин 1877«Биографичесий эскиз маленького ребенка»

Прейер (Прайер) Тьери 2 тома о дочери «Душа ребенка» 1882 г.

Гренвил Стенли Холл 1022 изучал взрослый и пожилой возраст. Развтите не заканчивается в дестве.

За 100 лет до этого философы: ДЖОН Локк (письма другу). как воспитывать детей от человека у которого у самого детей не было: не подарки, а одобрение от важного взрослого, худший вариант наказания — порка, лучше — осуждение).

Жан Жак Руссо. Первый выделил периоды в развитии ребенка: Первая периодизация. Отличие детей разного возраста. Некоторые данные удивляют. Он думал что до 15 лет люди не общаются, нет потребности и даже при девушках не краснеют до 15 лет. Обратил внимание на важность сенсорики и моторики. «Эмиль или о воспитании». Роман, о воспитании ребенка в изоляции на острове. Богатый наследник, нет влияния общества. Открыл важность сенсорики и моторики. Разрешали все трогать, нюхать, лизать. Были и полезные и странные положения. Обратил внимание на то, что. Абстарактное восприятия сложно для детей. Предлагал максимально наглядно нужно изучать. Георафию: рисуя карты окресности. Геометрия: рассчет длинны и ширины доски для перехода ручья.

Эрнест Гнерих Геккель: теория рекопитуляции (повторение в онтогенезе признаков филогенетических форм. Называли бульдогом Дарвина на континенте, в Европе ( Дарвин в Англии). Рисовал и был хорошим лектором и его отличные иллюстрации к лекциям прижились. У дарвина нет связки жиой и не живой природы. И приматов и людей. Геккель дофантазировал и пририсовал. Предположил связь всего и всех и модифицировал. Придумал и дорисовал переход от обезьяны до человека и проживание зародышем всех видов животных, которые до него существовали. Идея красивая — фальсификация данных.

Реально потом сравинили (Экер) эмбрионы собаки и человека не так уж похожи.

Холл и Гетчинсон. Передодизация по аналогии со способами добывания пищи.

  1. стадия рытья и копания до 5 лет
  2. охоты и захвата с 5 до 11 лет. Дети дерутся. Секреты, непослушания.
  3. пастушеская стадия 8-12 лет (просит животное, шалашики)
  4. земледельческая стадия 11-15 лет. Иное воприятие: появляется временная ось. У земледельцев тоже надо ждать уражай.
  5. Стадия промышленности и торговли. Или стадия современного человека. 14-20 лет. Удовольствие обмена чем-то с чем-то. Уже не на эмоциональной основе, а на более комерческой.

Этно функциональный подход: Сухарев

С пренатальной до юношества человек должен проходить теже стадии, что и человечества.

0-2 года - «Доисторический» этап подготовки матерей: краеведение, фольклер ( колябельные, народные игры), религиозныйая культура.

2-5 лет — возаст контакта с природой и сказочно-мифологического сосмысления мира.

7-10 (6-8 -важныо)лет: религиозное и нравствено этическое воспитание. Отношения с семьей и обществом.

В средней и старшей шклое 11 + навязанности), учно-позновательная сторона, профессия.

С 17 лет высшая шклоа — этап синтеза.

Классики возрастной психологии:

Жан Пиаже 1896-1980 ( изменил предстваление о развтитии интеллекта человека, интеллает ребенка не равен интеллекту взрослого),

Джон Боулби 1907-1990г. (самая главная теория развития 20 века: теорией привязанности),

Эрик Эриксон1902 — 1994 г. (человек развивается на протяжении всей жизни, какие , стадии выделил,конфликты решаются на каждом этапе жизни)

Лев Семенович Выгодский 1896 — 1934(универсал),

Эльконин Данил Борисович 1904-1984(теория игры, исследованиями в области выстраивания. Эльконин трижды был лишен кандидатской степени, работал учителем в школе. Написал учебники русского языка для малых народов. До сих пор лучше нет).

Людмила Ивановна Анциферова 1924-2013 монография «Проблемы герантпсихологологии и развития в тарших возрастах»

Людмила Филиповна Обухова 1938 - 2016. Учебник «Психология развития»

Наши современники:

Ушаков Д.В. Идиографический подход: понимание личности террористов, понимание допустимости аббортов, понимание допустимости автоназии. Проблемы невозможного и немыслимого. Харламенкова Н.Е.: сепарация, самоутверждение, стресс. М.А. Холодная: интеллект, Нартова, С.К.Нартова-Бочавер: психология среды, дома. Люди и растения. Сергиенко Е.А.: модель психического, способность к восприятию младенцев с нарушенным зрением. Александров Ю.И.: мораль, ничег не исчезает, все надстраивается. В стрссе и от алкоголя человек валивается на ранние уровни развития. Русалов В.М. Исследование темперамента. ГоловейЛ.А. Гришина Н.В.( методика на осознанность),С.Н.Костромина: Пиер: развитие человека по взрослым возрастам. Мухамед Рахимов: дети в доме ребенка: как улучшить привязанность. Кеагита: тот кто дает заботу. Чаще мама. Стрижицкая О.Ю.: пожилой возраст. Поддьяков А.Н.: обучение, твочество. Дмитрий Алексеевич Леоньтьев (хороший лектор МИП), В.И.Марасанова : саморегуляция. КрюковаТ.Л.: копинг сратегии.

Рекомендации почитать из современных западных психологов: Юность: возникающая взрослость. Эрнет. Оливер Робинсон: взрослость. Бески: про детство «Как детство выстраивает нашу жизнь»

Учебники:

  1. Литература: Дж Баттерворт. Харис. «Психология развития»
  2. Татьяна Давидовна Матцинковская. Легко находится.
  3. Крейнян 1998г. «Психология развития» букинистическая редкость.
Практические задания для автомата:
  1. Теория привязанности с применениями к разным возрастам +Пиаже.
  2. Теория игры, теория развития детского рисунка, придумать идеальную шклоу 21 века. Оценить готовность к школе данного типа.
  3. Исследование с человеком старше 65 лет и описать сложности и интересное для человека.
Пожилой возраст: 60-65 лет.
Старческий: 75 и далее
80 плюс — возраст долгожительства.

Снижение когнитивных функций происходит равномерно, кто умнее был тот и будет, если нет заболеваний.

Перинатальное развитие:

Табличка «Периоды перинатального развития»:

1. Предимплантационное развитие (1 неделя) Из оплодотворенной яйцеклетки формируется бластоциста(полая, заполненная жидкостью сфера

из клеток, образующихся через несколько дней после оплодотворения).

Бластоциста: 8 клеток — ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ:

Внешний слой — это планцета, внутренний — будущий эмбрион.

  • экодерм: кожа и нервная система
  • энтодерм: пищеварительная и дыхательная система
  • мезодерм: скелет и мышцы.
  1. Имплантация (7-8 день) Погружение бланцисты в слизистую оболочку матки.
  2. Органогенез и плацентация. (10 день — начало 3 месяца) Из группы почти одинаковых клеток получается практически полностью сформированный человечек. Развитие органов зародыша и его защитных оболочек (планцеты, амнилоа).
  3. Плодовый период ( 3-9 месяцев) Быстрый рост плода, развитие органов и систем из зачаточного состояния, становление новых функциональных систем.
Книга Линнарт Нильфон: «Человек родился»
  1. Встреча: не ясно, как яйцеклетка выбирает сперматозоид. Много хвостов торчит и вдруг у одного отваливается. Яйцеклетка продуцирует вещества оттормаживающие часть сперматозоидов. Знаем что не выбирает: она соединяется не с самым быстрым, не самым медленным, не с самым генетически отличающимся, не с самым похожим.
  2. 8 день — прикрепление к матери (парковка). Активное создание: продуцирующие размягчение матки.
  3. 21 день - бъется сердце. 2 мм всего к пятой недели.
  4. С 6 недели спонтанные движения фиксируются (основные виды:вздрагивания и целостные движения). Вздрагивание смещает ребенка. Целостное глобальное — возвращает в предыдущее положение До 16 недели растет колличество движений, потом притормаживается.
  5. 5 неделя полграмма, 2.5 мм.- днинна тела до копчика ( ножки скручены) Формирование всех основных систем
  6. 6 недель 4-5 мм. Мозг, отделы, глазки, ручки, пальчики. Плацентарное питание формируется . Глаза выражены, но без век. Начинается формирование мышц лица. Продолжается формирование мозга. Перепонки на пальчиках.
  7. На 7 неделе завершается плацентация и питание и дыхание малыша идет полностью через маму и ее планцету. Окончательно завершается формирование пуповины и маточно-плацентарного корвообращения. Открывает рот, появились веки. При контекте с зоной рта происходит отклонение головнки в противоположную сторону.
  8. К концу 10 недели пропадает хвостик, 40 мм. Отталкивается от стенок матки ручками и ножками.
  9. В 12 недель, мозг имеет все отделы. Совершенствуется нервная ситема.
  10. В 16 недель мозг полностью сформрован, заглатывает и выделяет жидкость, тоненькая кожица, ноготочки. Начинают работать мимические мышцы. Мышцы приводят к гримассам, улыбается. 100 гр 16 мм. . Сердцедиение слышно обычными приборами. 100 гр, 12 см.
  11. На 17 неделе появляется реакция на звуковые раздражители: замирает или сильнее движется. Реакция на звук, громко: или замирает или дигается активно. Кулачки сжеты, колени подтянуты.
  12. 18 недель: формируется сон и бодрствование, много спит, но просыпаясь активно бвижется. 20 см, 2900 гр, мама не ощущает толчки, начинет ощущать через 2 недели.
  13. 20 недель, 25 см, 340 грамм, чувствует и проявляет надовольство, если чего-то не хватает через движения.
  14. В 22 недели . Мозг содержит все нервные клетки весит 100 грамм ( из 400-500гр общего веса). Координация движений, сосет палец, отталкивается от стенок, Литература по перенаталке: Филипова: психология материнства: лекции читает в МИП.
  15. 24 недели: 600 грамм, рост 32см. 50% выживание при преждевременных родах. На неделю раньше — почти нет шансов, еще через неделю 65 % Перелом. На западе ВОЗ: 500 гр и 25 см, больше 26 недель — регистрируется, как ребенок и выхаживается как ребенок. В России плод регистрируется как ребенок: с 28 недели с масой 1000 гр и 35 см и регистрируют только тех, кто прожил 7 суток.
  16. На 26 неделе запахи различают, после 30 спит меньше, закрывает глаза во сне, моргает, реагирует на яркий свет. Диаметр зрачка даже вроде бы меняется. Но у даже новорожденных изменения диаметра еще слабое.
  17. С 27, 28 недели благополучно выхаживаются. При рождении раньше срока есть ли отклонения? Точно доказано только— плохо учатся по географии. Других отклонений нет. Важен не срок, а причины раннего рождения. Причины могут приводить к проблемам развития, если это продолжительная давно начавшаяся болезнь матери, от которой ребенок начал страдать еще в утробе. Если этого не было, то все норм. Риски: регуляция контроля поведения. В развитых странах немного меньше преждевременных родов по статистике.
  18. После 30 недели меняется режим сна и бодрствования. Регирует на сет. Закрывает глаза во сне.

Таблица: перенатальное сенсорное развитие. 2005 года конференция в США оперативное лечение до родов.

Сенсорная система: Тактильная. Созревание: 11 недель — нервные окончания сформированы и функционируют. 26 недель — наблюдаются примитивные тактильные рефлексы.

Сенсорная система: Вестибюлярная 44 день — формирование примитивных полукружных каналов. Созревание: 14 недель — завершение миелинезации. К 21 неделе — система функциональна. Клинические наблюдения: Движения и изменения положения тела могут приводить к гиперстимуляции

Сенсорная система: Вкусовая Созревание: 4 недели — начало формирования языка, 8 недель — развитие рта и языка завершено, 20 недель — появляются вкусовые бугорки 6-28 недель — реакция выталкивания горького. 35 недель — различают воду и глюкозу 35 недель ( новоржденные на 3-6 день) различают: сладкое, кислое, горькое, а также отличают грудное молоко от искусственной формулы. Клинические набюлдения: Плод засасывает около 2 л. амниотической жидкости . Недоношениый — не тренирован в сосании и глотании.

Сенсорная система: Ольфакторная Созревание: 5 недель — имеются носовые ямки, 8 недель — сформированы стркутуры носа Клинические наблюдения: Приближение и отторжение ольфакторных стимулов. Гипоксия влияет на обоняние.

Сенсорная система: Слуховая Созревание: 4 недели — первичное анатомическое выделение внутреннего уха. 24 недели — систтема структурно готова и функциональна. Клинические наблюдения: Недоношенные младенцы не демонстрируют привыкания к звукам. Возможность гиперстимуляции.

Рано рожденный ребенок хуже защищается от окружающего мира. Недоношениые не могут игнорировать звуки, не привыкают к ним. Десенсидилизации нет,. Очень устают от звуков. Рано рожденный не может сузить зрачек от света (не сужается, вредно даже для зрения и утомляет). В жарких странах зрачек сжатый при рождении, защита.

Кесарево в норме должно быть 15% там гда неизбежно. Но тенденция: в бразилии до 50%. Незрелость мам: я хочу родить без боли, я проснусь и чтобы было все хорошо. Женщины не готовы участвовать в родах. Это может приводить к рождению с крупной головой, повышением сроков беременности. Противоречивые результаты психологических обследований кесараят. Все от причин кесарева на самом деле. 50-51 см и наростает в нескольких поколениях кесарят. От 3 до 3,5 кг идем.

Первый год жизни. Новоржденность и младенчество.

Первый крик — первый выдох сильно спазмированного детского тельца: 20 секунд после родов. Гипоксия: рефлексивный вдох. Первый кризис: полумрак, навысомость, все пргулшено, 37 градусов. Потом 12 часов родов: мокрый, холодно, на 15 градусов меньше, свет, нет невесомость, холодные перчатки, гормкие звуки. Спазматический выдох громкий: первый выдох ребенка: крик. Альвиолы сжаты, заполненны водой. Психоанализ: ребенок понимает все тяготы жизни. Предчувствие всех тягот.

Анализ звуков немецких и французских детей. Получаются паттерны языка отражаются. Французские дети плачут с ударением на последний слог.

Тема исследования: Можно ли по по лицу и крику опознать мальчика и девочку? Можно. Респондентны охотно смотрели фото и видео и не хотели слушать плач детей. Мужчины даже не имевшие детей очень хорошо различали мальчиков и девочек. Девочкам приписывался художественно одаренный плач, вычурный. Так и есть.

Кризис новорожденности: 4-6 недель. Содержание переход к внеутробному существоваанию, Осоновное новообразования: комплекс оживления.

Младенцем он становится в медицине до того момента, пока он снова не наберет потеряный вес.

Психологически конец новоржденииости: до реакции на другого человека (мать).

Комплекс оживления — позитивная реакция малыша (улыбка, взгляд, вокализация, телесные реакции, всплескивает ручками , ножками, увидел социальный объект. 6-8 недель. КО — только чисто у человека есть, его не нашли у высших приматов. У нас мало работать с приматами. Лиза Пар в штатах и в Японии. У нас это чаще невозможно. А именно наши изучали больше, чем на западе КО.

Этапы развития улыбки:

  • 0-6 недель: рефлекторная улыбка новоржденного.
  • 6-8 - осознанная улыбка
  • 2-3 месяца — социальная улыбка
  • 6 мес — постоянная улыбка
  • около 9 мес выборочная улыбка.

Улыбка — один из способов вызвать так необходимую новорожденому любовь и заботу. Есть и другие инструменты у младенца для этого. Форма тела и лица — смещение в низ, вызывает эмоциональную реакцию.

ЭКО: мало статистики чтобы говорить о вреде.

Литература по перенаталке: Филипова, журналы: экспериментальная психология, психология развития, вестники СПБУ. И МГУ.

  • Память на ощущения зрительные такильные — есть ли? Наша память сильно опосредована словом. Пиаже: с первого года жизни сенсорные эпизоды хранятся.
  • Зрительный контакт появляется к 1,5 — 2 мес. И он не жесткий, секундная фиксация. Отводят глаза.
  • Негативные события детства: травмы откладываются? Оценить невозможно методически.
  • Остается ли в памяти перенатальный опыт рождения? Мнения расходятся.

Глубоко о психологии

-2