В народном гончарстве украинцев, на рубеже XIX–XX веков представленном без малого 700 центрами керамического производства, традиция изготовления игрушек бытовала практически повсеместно. Формовкой свистулек («свистунцов») и миниатюрных моделей посуды («монетки»), занимались, как правило, дети, женщины и старики, однако нередки были случаи, когда игрушка прочно занимала место в ассортименте изделий именитых мастеров.
Излюбленной детской игрушкой издавна были «свистунцы» – глиняные фигурки, изображавшие людей (барынь, всадников), домашних либо диких животных, птиц и рыб. Изготовление незатейливой, на первой взгляд, свистульки в действительности требовало от гончара уверенного владения приёмами конструирования тулова с полостью, объём которой определял характер звучания игрушки: чем меньше звуковая камера, тем выше звук. Наиболее распространённые типы свистулек – куклы-«барыни», «коники» и «баранцы», а также птицы.
Миниатюрные изделия, воспроизводящие формы и декор бытовой глиняной посуды, в украинском гончарстве известны под названием «монетка». Это народное обозначение моделей керамической утвари подчёркивает их дешевизну, доступность для покупателя: такую игрушечную посуду можно было приобрести на базаре за мелкую монету – полкопейки или копейку. В отличие от лепных свистулек создание «монетки» предполагало работу на гончарном круге, применение специальных инструментов, что определило особое значение данного жанра украинской глиняной игрушки как незаменимой школы, обеспечивавшей постепенное приобщение начинающего мастера к местной ремесленной традиции.
Необычайно яркие, своеобразные глиняные игрушки имели особое «маркетинговое» значение. Так, например, доверху гружёный посудой воз во время прохода через селение то и дело атаковала местная детвора, наперебой разбиравшая любимые «свистунцы». Именно глиняной мелочью – «дрибом» – на базаре с целью привлечения покупателей старались заполнить первый ряд гончарного развала.
На выставке представлены образцы глиняных игрушек первой половины XX века из коллекций украинской народной керамики Российского этнографического музея. Это основные типы свистулек, изготовленных в гончарных центрах Полтавской, Черниговской и Подольской губерний, в том числе авторские работы известного мастера Семёна Гончара из села Бубновка, приобретённые музеем в 1913 году в украинском книжном магазине в Санкт-Петербурге. Красочную палитру локальных декоративных традиций представляют «монетка» Полтавщины, оригинально расписанные образцы игрушечной глиняной утвари из села Адамовка на Подолье, а также работы легендарной гуцульской мастерицы Павлины Цвилык.
Автор текста: Христенко Алексей Владимирович, научный сотрудник отдела этнографии Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы Российского этнографического музея.