Серия игр Far Cry, выпущенная компанией Ubisoft, на протяжении почти двух десятилетий продолжает завоёвывать титул лучшего шутера в открытом мире. Французы создали прекрасную формулу игры, которая может затянуть на десятки часов, подарить уникальный опыт и порадовать проработанной историей и завораживающим антагонистом. Однако в последние годы развитие этой серии пошло по курсу повторения своих же идей и лишь косметических улучшений: новый сеттинг, новые пушки, но прежняя концепция без доли новаторства. А ведь когда-то именно серия Far Cry задала тренды в игровой индустрии.
В свою очередь фанаты уже давно перестали такие игры оценивать, ведь приевшийся дизайн и структура открытого мира больше не удивляет и не дарит тех впечатлений, которые радовали игроков во времена расцвета серии. На замену устоявшейся формуле Far Cry появились и другие игры с похожими механиками, которые могли бы заинтересовать тех, кто устал зачищать аванпосты и хочет новых впечатлений.
HOMEFRONT: THE REVOLUTION
Пожалуй, эта игра как никакая другая наиболее точно копирует подход Ubisoft к открытому миру, ведь куда ни плюнь видны тут и там заимствования из известной франшизы, однако сделанные не так качественно, как хотелось бы.
Homefront The Revolution является продолжением коридорного шутера Homefront 2011 года, действия которого разворачивались на территории США, оккупированной войсками КНДР в недалёком будущем. Сиквел продолжает борьбу сопротивления против захватчиков, однако теперь вместо замкнутых пространств представляет хоть и просторный, но весьма камерный город в Филадельфии, который предстоит отбить всеми силами.
Если вам нужна игра, которая наиболее точно перекладывает механики из Far Cry, просто в другом сеттинге, то Homefront The Revolution подарит до боли знакомый опыт, который, увы, омрачается общим техническим исполнением и подходом к геймдизайну. Игра ужасно репетативная и скучноватая, сюжет в ней подаётся бодро, но крайне быстро сбавляет обороты и не предлагает ничего интересного. Стрельба выполнена добротно за счёт мгновенной кастомизации оружия в духе Crysis, где также позволяют сделать из простого пистолета пистолет-пулемёт, а из автомата снайперскую винтовку. Выглядит это неплохо, но успеет надоесть спустя пару часов за счёт повторения тех же действий раз за разом.
От игры можно получить удовольствие из-за необычного сеттинга и мрачной атмосферы, лично мне понравились вездесущие серые оттенки и пасмурное небо, хоть и я осознаю, что сама картинка достаточно однообразная. Так или иначе, посвятить этой игре часов 15-20 всё же можно, по крайней мере что касается перестрелок и оружия Homefront The Revolution делает как надо. Однако будьте готовы ко множеству опорных пунктов, лагерей противников и прочим вещам, которые придётся захватывать как во время сюжета, так и в его отсутствие.
RAGE 2
Снова сиквел игры 2011 года, который перебрался в более открытое пространство, решив просто скопировать формулу Far Cry, но со своими изменениями. Сама первая часть RAGE хоть и имела открытые локации, но в основном они были добавлены туда ради передвижения на транспорте, последующих погонь и стрельбы на багги, что отвлекало от перестрелок в стиле DOOM от всё той же Id Software. В итоге игра не снискала особого успеха вплоть до выхода продолжения, сделанного уже студией Avalanche лишь с поддержкой Id, но которое также получило противоречивые отзывы.
Всё, что касается истории в RAGE 2, открытого мира, побочных заданий и сбора ресурсов выполнено на низком, я бы даже сказал на ужасном уровне. Однако эту игру вытягивает сам процесс стрельбы, который ощущается ярко, красочно, сочно и очень стильно. Обилие способностей, навыков и оружия позволит разбираться с противниками самыми жестокими методами, постоянно придумывая новую тактику по уничтожению всего живого на своём пути.
Если вам хочется найти шутер в духе того же DOOM с его бешеной динамикой и брутальностью, то RAGE 2 подходит для этого, как никакая другая игра. Разумеется, она взяла из Far Cry возможность захвата территорий рейдеров, но при этом если в вышеназванной серии можно взять под контроль точку разными способами, будь то напролом или скрытно, то RAGE 2 потребует лишь пальбы по врагам, причём громкой и с литрами крови. Это весело и очень динамично. Но играть в эту игру нужно осторожно, не обращая внимания на странный подбор цветов (неон в пустоши смотрится вырвиглазно) и проработку всего, что не связано со стрельбой. А так, знаки вопроса на карте и другие точки интереса позволят отдать этой игре около 10 часов свободного времени, чтобы повзрывать чужие головы и насладиться прекрасными перестрелками под бодрый саундтрек. Жаль, что ничего больше игра предложить не может.
SNIPER: GHOST WARRIOR 3
От бешеной динамики перейдём к чему-то более сдержанному. Студия CI Games известна как польский издатель тех самых шутеров из эпохи, когда польская игровая индустрия асоциировалась с плохим качеством игр в принципе, и лишь спустя годы упорного труда и выпуска высококачественных игр этой стране удалось подняться с колен и взобраться чуть ли не на самую вершину. Правда, добилась она этого далеко не с помощью CI Games, поскольку эти ребята так и остались в своей нише.
Самым известным тайтлом студии является серия Sniper Ghost Warrior, насчитывающая одну игру про вторую мировую, трилогию в современном сеттинге и два спин-оффа Contracts, действие которых разворачивается в недалёком будущем. Нас же интересует третья часть Ghost Warrior, которая после второй игры решила сделать ставку на открытый мир.
Перенеся место действия в Грузию и дав игрокам свободу, разработчики совершенно и бескомпромиссно сделали пародию на серию Far Cry, к которой прикрутили все те идеи, развитые студией за годы выпуска снайперских игр. Геймплей за снайпера здесь получился практически великолепным и выдающимся, учитывающим мелочи из быта скрытных стрелков, а также имея в запасе большое количество оружия и гаджетов, позволяющих исследовать местность перед точным выстрелом. Но, если основа игры сделана добротно и качественно, то вот сам открытый мир, наполненный типичными аванпостами, собирательством данных и прочими свойственными для серии Far Cry вещами, почти не выдерживает критики. Открытый мир скучный, однообразный и сочетающий в себе не самую приятную палитру. Да, атмосфера шпионского боевика в Восточной Европе тут явно в наличии, но раскрыть Грузию как-то особо и уделить внимание её ундивидуальности разработчики даже не старались. Отсюда и похожие друг на друга поселения и слабое оформление открытого мира в целом.
Если вам хочется хорошей игры про снайпера в локациях, не стесняемых окружением, свободой действий и выбором тактики, а также вы не обращаете внимания на абсурдный сюжет, то третья часть Sniper Ghost Warrior имеет все шансы вам даже понравиться. В последующих выпусках разработчики отказались от большого мира взамен на открытые локации, где тебе предоставляется куда больше манёвренности, в которых игрок не окован точками зачистки.
DYING LIGHT 2: STAY HUMAN
Ещё одна польская игра, которая, однако, имеет куда больший успех и известность. Несмотря на то, что первая часть Dying Light также была похожа на Far Cry, её отделял куда больший упор на свои идеи, но сиквел стал оперироваться на структуру от Ubisoft гораздо сильнее.
В Dying Light 2 местом действия стал европейский город Вилледор, в котором главному герою отведена роль пилигрима. Игроку придётся паркурить по высоким зданиям, находить ресурсы, экипировку и оружие. В открытом мире же всегда найдутся занятия. Можно искать упавшие грузы с ценным лутом, можно захватывать аванпосты, занятые людьми, или зачищать заражённые зоны, полные зомби и ингибиторов. Тут даже есть вышки, причём нескольких видов: обычные, на которые надо просто взобраться, и различные башни, где челлендж удваивается. Dying Light 2 чётче напоминает гриндилку в стиле Ubisoft, но вытягивает её именно механика паркура и ближний бой с большим количеством оружия.
Ещё одним плюсом игры становится её свежесть, поскольку сиквел вышел в начале 2022 года и лично мне понравился куда больше оригинала, хоть и не без греха. Открытый мир стал больше, а его наполняемость хоть и выглядит однотипно, но исследовать город оказалось весьма интересно, поскольку ты всегда находишь что-то, что поможет тебе стать сильнее или улучшить свои навыки. Механика паркура делает сам процесс поиска лута незабываемым: можно летать на параплане, цепляться крюком и открывать новые трюки. Отдельного упоминания заслуживает сюжет, в котором не бог весть какой сценарий, но зато сами миссии получились задорными и увлекательными. Из всего списка игр, который я огласил ранее, именно Dying Light 2 может по-настоящему понравиться игрокам, которым хотелось бы открытого мира в стиле Far Cry, но с новыми ощущениями.
CYBERPUNK 2077
Проект, который менее всего похож на Far Cry по своей сути, но на деле открытый мир в этом огромном ролевом боевике оказался наполнен множеством миссий по зачистке зон и других подобных охраняемых территорий. Если начать копаться глубже, то подход разработчиков Far Cry оказал явное влияние на то, как выглядят те самые зачистки из Cyberpunk 2077.
Игроку доступно действовать в открытую или же скрытно, он может отключать тревогу, прятать трупы и с глушителем устранять каждого по отдельности, либо же включить сандевистан и начать массовое уничтожение оказавшихся на пути бедолаг. При этом возможностей тут, действительно, много: запрограммировать турели против врагов, наставить им мин и ловушек, вызвать киберпсихоз у нескольких человек и заставить их разобраться друг с другом без особого участия. Подход иммерсивный, но довольно вторичный за счёт того, что эти задания так или иначе присутствуют в игре, хоть и с другим назначением. Если в Far Cry 3, например, аванпосты играют роль дальнейшего быстрого перемещения, открытия нового оружия или же получения опыта для прокачки, то в Cyberpunk они служат, в основном, ради получения быстрой прибыли, что явно отходит от позиции Ubisoft.
Именно сама суть в зачистке подобных локаций привела меня к мысли, что я отчётливо вижу здесь элементы из Far Cry, которые разошлись на многие современные игры в открытом мире.
CD Project Red могла с лёгкостью обойтись и без этих заданий, коих в игре достаточно много. Они проходятся без особого труда, но само их наличие смущало меня именно своим количеством. Это не делает игру от поляков хуже, просто в современной игровой индустрии должны быть и другие способы заполнить чем-то открытый мир, кроме того, чем известна французская студия со своим подходом.
Пару слов про саму Far Cry
Сама франшиза от Ubisoft давно растеряла свой шарм. Пытаясь экспериментировать с серией, компания лишь привносила в игровой процесс несколько не самых качественных новшеств, вроде лутерных элементов или же гигантского открытого мира на сотни часов. От серии я начал буквально уставать, хоть до сих пор неровно к ней дышу. Для меня Far Cry является самой интересной серией Ubisoft, поскольку она далека от концепции обычного шутера, что гениально продемонстрировали разработчики третьей части, добавив в игру крафт и ролевые элементы.
Перечисленные мною игры остаются самобытными за счёт своего сеттинга, но никак не из-за наполнения мира. Структурно приплетённый сюда Cyberpunk 2077 лишь показывает, что даже в самых дорогих и продвинутых играх открытый мир может быть наполнен вторичным контентом, который прекрасно выглядел в 2012 году, во времена Far Cry 3, где вся игра при помощи грамотного и продуманного геймдизайна работала как часы. И мне очень жаль наблюдать за тем, как творческие и талантливые студии давно перестали креативить и экспериментировать с проработкой своих миров, не только расставляя на карте аванпосты врагов, но ещё и желая подарить игрокам новый, интересный опыт. Надеюсь, что эта тенденция вскоре обернётся во что-то более качественное и самобытное.