Найти тему
Рекламное дело

МЕТОД 5 ПОЧЕМУ и его применение в налаживании карьеры

Метод пяти «почему?» популярен в организационной психотерапии и известен как «метод Тойота». Но, как я убедился, он вполне применим и в личностной психологии, так как позволяет «докопаться» до истинных, глубинных мотивов поведения и тех или иных действий.

Суть метода очень проста: вы задаёте последовательно пять вопросов «почему это так?» и получаете, а затем анализируете ответы, которые должны начинаться со слов «потому, что...».

Как правило, этот метод применяется для выявления основной причины проблемы. Постулируется проблема и задаются вопросы «почему так произошло (происходит)?».

  1. Важно, чтобы ответы были основаны на фактах, а не гипотезах. Потому что гипотеза — это же догадка. Нельзя делать основательные умозаключения на основе догадок.
  2. Важно, чтобы ответы «потому, что...» не ветвились, так как на один вопрос может оказаться несколько ответов. Нужно либо прорабатывать их все, либо сосредоточиться на главном, определив его и оставив второстепенные в стороне.
  3. Важно, и это, пожалуй, самое важное, проверять логику ответов. Для этого нужно «перевернуть» ответ и вопрос. Например, если на вопрос «Почему сотрудники контрольного отдела пишут непонятные или невнятные требования?» следует ответ «Потому, что они не являются экспертами в данном направлении» никак не может пройти такую проверку, поскольку при «перевороте» мы получаем сентенцию «Сотрудники контрольного отдела не являются экспертами, поэтому они пишут непонятные и невнятные требования». Если это так, то есть это действительный факт, то возникает вопрос — а как оказались столь неквалифицированные сотрудники в этом отделе? Может, их надо всех просто разогнать?

Логика нам должна подсказать, что в нормальной системе такого быть не может. А значит, это не тот ответ, который мы ищем.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА В ЛИЧНОСТНОМ АНАЛИЗЕ

Для самоанализа или личностного анализа с помощью консультанта этот метод так же применим. Просто вместо обозначения проблемы берётся за отправной пункт вопрос «Почему я/ты выбрал(а) эту карьеру?».

Приведу для примера проработку этого метода со специалистом по рекламе, автором рекламных текстов.

- Почему ты выбрал карьеру специалиста по рекламе?

- Потому, что это неплохо у меня получалось. (Это факт? Да, это можно отнести к субъективным фактам, но лучше найти что-то более объективное)

- Почему ты считаешь, что у тебя это неплохо получалось? (запрос на объективный факт)

- Потому, что мои заказчики были довольны тем, что я для них делал? (это уже более объективный фактор)

- Почему заказчики были довольны тем, что ты для них делал?

- Потому, что я старался делать это правильно и у меня получалось убедить их в том, что так правильно. (это опять субъективный факт, он требует дополнительной объективации)

- Почему ты уверен, что делал правильно?

- Потому, что я изучал это и следовал правильным примерам, претворяя теорию в практику. (это факт профессиональной биографии)

- Почему ты изучал это и следовал правильным примерам?

- Потому, что это повышало и укрепляло мою самооценку.

Итак, пять последовательных «почему» привели нас к пониманию базового мотива выбора данной карьеры — так человек нашёл способ повышать и развивать свою самооценку.

Действительно, высокая самооценка и стремление к её укреплению — лучший драйвер профессиональной карьеры. Любой, кто может сказать о себе как об «успешном человеке» в профессиональном плане, подтвердит, что материальный аспект — деньги — играют тут вторичную роль. Без нематериального, эмоционального подкрепления — уважения, признания, авторитетности — успешность карьеры находится под большим вопросом. Едва ли можно назвать успешной карьеру, на которой человек получает большие деньги за то, что не вызывает ни уважения, ни признания.

Конечно, всегда можно «прикрыться деньгами», чтобы оправдать своё не самое завидное положение, но мы прекрасно знаем, что за этим на самом деле стоит — лицемерие, внутренний конфликт, душевное расстройство. Как гласит поговорка, тот, кто считает мерилом всему деньги, пойдёт на что угодно ради денег. Едва ли у кого-то вызывает уважение такой человек…

Именно нематериальное, эмоциональное подкрепление (вознаграждение) является основным и базовым драйвером повышения и укрепления нашей самооценки. Эта истина возрастной психологии и педагогики одинаково распространяется и на взрослых людей.

Если вы выбираете карьеру только ради денег, рано или поздно вы придёте к внутреннему психологическому конфликту. И чем дальше это зайдёт, тем сложнее будет разрешить этот конфликт. Возможно, единственным вашим средством поддержки, своеобразными психологическими подтяжками для спадающих штанов самоуважения, останется лишь лицемерное самоуспокоение «всё решают деньги»...