Найти тему
Ксенемысли

Что лежит в основе кэнсел калчер

А вот и оборотка к концу прошлой недели подоспела от «жертвасамавиновата» - очередной виток кэнсел калчер. Кто не знает, cancel culture – это культура отмены. Это когда знаменитость, обвиняемую в плохом поведении или не тех взглядах, «отменяют» - требуют выкинуть из всех проектов, запретить выход ее фильмов, уволить с работы вообще. Из западного у нас в стране в последнее время, наверное, больше всего известны истории с Роулинг и Деппом. Роулинг возмутилась тем, что в статье вместо слова «женщины» было написано «менструирующие люди». Ее сочли трансфобкой и за это толпа призывала у нее даже права на книги отобрать, факультеты, которые в ее честь называли, переименовывали во что-то другое, Квиддичная ассоциация решила переназваться тоже, чтобы никакого отношения к Роулинг не иметь. А Депп судился со своей бывшей женой Амбер Херд как раз из-за того, что после ее статьи, где она говорила, что она жертва домашнего насилия, хоть и не называла прямо его имя, его начали убирать из разных проектов, включая всем известных «Пиратов Карибского моря» и «Фантастических тварей». В итоге понадобился открытый процесс, из которого стало ясно, что главный абьюзер в их отношениях, в общем-то, не Депп. Только тогда общественность развернулась к нему лицом. У нас в России тоже это встречается. Немного кэнселили Регину Тодоренко – причем, по иронии судьбы, как раз за высказывание в духе «жертвасамавиновата», но эта волна быстро улеглась, и Регина особо не пострадала. А вот еще одного мужчину, не помню его имени, который бил своих женщин и подсаживал их на наркотики, закэнселили более основательно. По крайней мере, в фейсбуке.

На прошлой неделе вести тоже были с запада. На этот раз девушки обвинили в насилии и абьюзе актера «Вендздэй» Перси Хайнса Уайта. Нагнали соответствующую волну в соцсетях, обвиняя, что он позволил кому-то изнасиловать девушку в своем подвале, рассылал голые фотки несовершеннолетним и еще куча всего в духе «он вел себя ужасно, но когда и как это секрет». В доказательство приводились скрины с его фоткой, где он сидит на унитазе, вид сверху (ничего там, конечно, не видно) и какой-то один разговор. Твиттер, фейсбук и разные другие сети подхватили волну, десятки тысяч людей стали ругать и обзывать его на разные лады, не требуя доказательств и веря словам как доказательствам, а также перепощивать видео, на котором он дотронулся до груди исполнительницы Вендздэй Дженны Ортеги. Сначала до своей груди дотронулся, что-то там объясняя, потом до ее. Ах какой насильник, абьюзер, негодяй. И конечно, все это под тегом #cancelpercy

Крупные газеты все молчат по этому поводу, но большое количество желтой прессы в разных странах историю обвинений перепечатало, не стесняясь в заголовках. У нас так вообще все переврали и написали, что Перси лично сам насиловал кого-то в подвале. Старая добрая игра в испорченный телефон, в общем. Хотя… автору с плохим английским изданию, безусловно, платить дешевле.

Я с самого начала подозревала, что тут что-то не чисто, потому что никаких доказательств, кроме слов девушек, в природе не существовало. Не брать же за доказательство в самом деле мимолетное касание груди Дженны Ортеги перед кучей камер. А если он рассылал голые фотки несовершеннолетним, сам будучи совершеннолетним, так это готовое дело – идите в полицию. Но нет.

Потом стало выясняться все больше интересного. Например, что парень, изнасиловавший девушку в подвале, жил в доме этой девушки. И что другие девушки вообще не знакомы с Перси лично, что они не его жертвы, а просто что-то от кого-то слышали. Что фотки из серии на унитазе он кидал в чисто мальчишеский чат на какой-то вызов сделать дурацкие фотки, то есть обвинение рассылки фотографий несовершеннолетним девочкам тоже лопнуло. В общем, просто кучка девушек собралась развлечься и развлеклась. То, что они получают удовольствие от попытки разрушить жизнь знаменитости, они, собственно, и не скрывали.

И конкретно относительно истории с Перси я думаю вот о чем – зачем это конкретно этим девушкам. Ведь очевидно, что им теперь вообще грозят иски за то, что они оклеветали человека невиновного. Мне это напоминает другое явление. Я провела какое-то время в фандомах, и там бывает, что кто-нибудь сворует историю у другого человека, выложит как свою и принимает за нее комплименты. Разоблачают своровавшего в 100% случаях, работу удаляют. Но поскольку аккаунт не блокируют, своровавший ворует следующую работу, и все повторяется. Несколько дней славы предшествуют дню проклятий. На фандомных ресурсах вора осуждают, его ник делают известным, но на портале, где выкладываются истории, в очередной раз находятся восторженные читатели, попавшиеся в ловушку.

Так вот, если разбирать воровство историй и кэнселинг невиновного человека с точки зрения механизмов подсознания, то получить внимание, а потом за это получить – это, на мой взгляд, одна из схем получения необходимого внимания, когда человек считает себя настолько плохим, что как будто бы не имеет права привлекать внимание без наказания за это. То есть сам совершает такие провоцирующие действия, за которые стоит риск подвергнуться наказанию. Это как разбить мамину вазу, чтобы она обратила внимание. И, если разбираться дальше, то в любом случае Перси для этих девушек - перенос с мамы, которая сделала что-то не так или была какой-то не такой. Именно поэтому выбирается знаменитость, авторитет. В лице разрушения репутации одного авторитета роняется с пьедестала другой авторитет – мама. Причем мама того, кто это проделывает, может и не быть домашним насильником. Просто ее установки могут восприниматься как незыблемые и мешать.

Почему же подхватывается волна? Конечно, страх. Страх перед насилием и желание, чтобы насильник был унижен и наказан, то есть потерял свою силу. Разумеется, это тоже перенос с мамы или с того, кто в детстве заменял ее. Какой-то отголосок беспомощности, который человеку, включающемуся в травлю, пришлось пережить. Теперь он вступает в борьбу не один, а с целой толпой, то есть теперь он больше не будет чувствовать себя бессильным, а победит. Но это идея, а на самом деле бессилие человека, победившего в массовой травле, никуда не девается. Более того, страх того, что его также массового затравят когда-нибудь, тоже присутствует. И присоединение к массовой травле со стороны травящих это также присоединению к насильнику, к превосходящей силе, о котором я писала в статье про «самавиновата». Вот такой у нас, получается, интересный разворот.