Найти тему
Об этом не говорят

Экономическая подоплека давления США для начала поставок танков Leopard

Этот момент решили изучить швейцарцы, которые деньги - особенно в чужих карманах - считать умеют.

Как пишет швейцарское издание, до сих пор поставка Leopard 2 всегда обсуждалась с военной точки зрения. Но интересы военной политики также связаны с поставками вооружений, то есть с доходами от её продажи. Вот где взгляды Германии и Америки расходятся.

Министра обороны Германии Бориса Писториуса окружили журналисты, протянув к нему микрофоны. Его попросили повторить то, что он только что сказал в зале заседаний Группы содействия Украине на авиабазе Рамштайн. Правительство в Берлине, сообщил социал-демократ своим коллегам из более чем 50 стран, еще не решило, одобрит ли оно поставку Leopard 2 другими государствами [
статья написана ещё до заявления Шольца о поставках - прим. Об этом не говорят].

Канцлер Олаф Шольц колеблется и поэтому находится под давлением со стороны многих союзников. На вопрос, почему Германия до сих пор не разрешила передачу танков, Писториус ответил двумя предложениями: есть веские причины для доставки и веские причины против нее, и все аргументы должны быть тщательно взвешены.

Ответ звучал уклончиво, и критика не заставила себя долго ждать.

Причины этого до сих пор довольно уклончиво озвучивались правительством Германии.
Однако со стороны немецкой военной промышленности можно услышать опасения, что американцы только и ждали, чтобы предложить европейцам замену Leopard американскими танками. Конфликт в Европе дает Соединенным Штатам возможность после вертолетов, истребителей и ракет закрепиться на европейском рынке вооружений с помощью бронетехники и вытеснить конкурентов из Германии.

Это подтверждается тем фактом, что американцы десятилетиями не скрывали своих интересов в области политики вооружений. В 1960-х годах они основали Агентство по сотрудничеству в области обороны и безопасности - это агентство, которое подчиняется Министерству обороны США. Его задача - убедить страны покупать американское оружие. Цель состоит в том, чтобы таким образом устойчиво связать их с Соединенными Штатами. Для американцев это имеет ряд преимуществ.

Партнеров с таким же оружием легче интегрировать в военные коалиции под руководством США. Покупая оружие, они также обеспечивают увеличение объёма производства и, следовательно, снижение затрат [на единицу? - прим. Об этом не говорят]. Это выгодно Пентагону, которому приходится меньше платить за свое оружие [
в реальном выражении цена может падать, но в номинальном расти из-за распилов, в этом американцы профи - прим. Об этом не говорят]. Наконец, американская военная промышленность может вкладывать дополнительные доходы в усовершенствование и разработку нового оружия. Это не только усиливает их возможности, но и увеличивает «нашу [США] способность оставаться самыми смертоносными вооруженными силами в мире». По крайней мере, так написано на сайте Агентства по сотрудничеству в области безопасности и обороны.

Когда Ллойд Остин призывает правительство Германии разрешить поставку Leopard 2, он также должен учитывать американские интересы. Это дилемма для немцев. Если Шольц уступит, он нанесет ущерб интересам Германии.

Оружейные компании Германии практически не получали заказов на новые танки и были вынуждены сокращать мощности. Танки, подобные Leopard 2, производились уже не на "потоке". Это дольше и дороже. Иногда между производством броневой стали и передачей машины заказчику проходило два года. Но покупатели не торопились, воцарилось спокойствие. Да и танки казались устаревшим оружием. Все говорили о кибервойне и войне с беспилотниками.

Затем начался конфликт в Европе, и вдруг не только немецкий бундесвер, но и другие западные вооруженные силы осознали, что слишком сильно сократили свои возможности. Если они собираются передать свои боевые танки, которых и так мало, им потребуется замена. Не в какой-то момент, пока немецкая танковая промышленность не сможет поставить, а немедленно.

Немецкая танковая промышленность имеет отличную репутацию за рубежом. Создав Leopard 2, Krauss-Maffei Wegmann и Rheinmetall построили лучший танк в мире, но также и один из самых дорогих (от 7 до 8 миллионов евро в версии 2A7). Только в НАТО и ЕС шестнадцать стран купили Leopard 2. Некоторые из них имеют несколько сотен штук, таких как Турция, Греция, Испания, Польша и Финляндия. Другие имеют пятьдесят или меньше, например, Норвегия, Дания и Канада.

Выбор модели танка для своей армии – это долгосрочное обязательство. Обучение и подготовка солдат, инфраструктура для обслуживания и ремонта, снабжение запчастями — все это нельзя в одночасье построить или перестроить. Как только вы продали свой танк какой-то стране, вы остаетесь работать с ней на десятилетия. И наоборот, как только от ваших танков избавляются, вы остаетесь вне бизнеса в течение длительного времени.

Это не просто экономический ущерб. Продажа оружия обеспечивает налоги и рабочие места для государства и прибыль для компаний. Однако прежде всего экспорт вооружений является частью внешней политики и политики безопасности. Тот, кто снабжает другое государство тем, что оно вооружает свои собственные вооруженные силы, создает доверие и в то же время экономическую зависимость — и таким образом обретает влияние.

Например, подводная лодка с поврежденным гребным винтом может быть возвращена в строй только в том случае, если производитель поставит новый гребной винт. Таким образом, страна-производитель может напрямую влиять на боеспособность государства-заказчика. Однако в Германии экспорт вооружений десятилетиями рассматривался не с этой точки зрения, а с экономической и, прежде всего, с этической точки зрения. Политики, особенно из левого спектра, хотели, чтобы оружие больше не экспортировалось из Германии. Они были убеждены, что это сделает мир безопасней.

У американцев другая политика. Франция ощутила последствия два года назад, когда Австралия отменила контракт стоимостью 56 миллиардов евро на строительство подводных лодок, чтобы купить американские лодки. Правительство США ранее подписало союзный договор с правительством Австралии и Великобритании, в рамках которого обещало австралийцам поддержку Соединенных Штатов. Взамен австралийцы должны закупать оружие в США.

Из кругов немецкой военной промышленности говорят, что правительство США годами пыталось активизировать продажи оружия в Европе. Сделка вроде бы выгодна обеим сторонам, американское оружие тоже одно из лучших в мире. Но торговля тоже имеет свою цену. В январе 2022 года американцы договорились с Хорватией о поставке 89 бывших в употреблении БМП Bradley, в том числе 22 в качестве "доноров" запасных частей. Цена продажи составила 130 миллионов евро минус 46 миллионов евро, которые взяло на себя министерство обороны США. Но то, что поначалу звучало как выгодная сделка, оказалось дорогостоящим мероприятием. Брэдли больше тридцати лет. Хорватии пришлось купить полный пакет, включая запасные части, обслуживание и техническое обслуживание. Общий объем: 630 миллионов евро.

События в Польше особенно болезненны для немецкой танковой промышленности. За последние двадцать лет страна закупила в Германии более 200 Leopard 2. А в июле 2021 года министр обороны Мариуш Блажчак объявил, что купит в США 250 новых и 116 подержанных основных боевых танков M1 Abrams на общую сумму 8,85 млрд евро. Летом прошлого года Польша также согласилась купить в Южной Корее 1000 боевых танков К-2. Для этого корейский производитель построит завод в Польше. Немецкая промышленность также подала заявку на участие в тендере, но проиграла.

Польша сейчас закупает танки у США и Южной Кореи.

Немецкие оборонные подрядчики, пожелавшие остаться неизвестными, говорят, что американцы предлагают бывшие в употреблении танки в качестве замены из собственных запасов и долгосрочное промышленное партнерство со странами, которые "избавятся" от Leopard 2.

Тем временем США уже подсчитывают, что могут дать продажи оружия европейским союзникам. Центр военной и политической мощи Фонда защиты демократии недавно сообщил, что ВПК США можно ожидать в общей сложности 21,7 миллиарда долларов от европейских стран, независимо от того, будет ли это подержанное или совершенно новое оружие.

Ещё один такой ощутимый удар по немецкой промышленности от "главного союзника из-за океана".