Найти в Дзене
Журнал «Фотон»

Как Сталин выгнал Рокоссовского из кабинета, а тот настойчиво вернулся и доказал свою правоту

Среди людей, подверженных антисоветской пропаганде, бытует мнение о том, что Ленин, Сталин, да и другие вожди СССР были тоталитарными диктаторами, против воли которых нельзя было идти от слова совсем. Мы уже писали отдельный материал касательно того, как партия большевиков шла против стратегии Ленина, и что ей за это было. Там мы показали, что живая дискуссия внутри организации велась всегда, любой член партии мог противопоставить ленинским идеям свои и в случае одобрения со стороны большинства реализовать.

Но это вопросы партстроительства. Может быть кому-нибудь покажется, что это малозначительные темы, а в решающих вопросах большевистские лидеры вцеплялись в свои идеи и никому не позволяли делать шаг в сторону. Но и это не так. Есть живой пример дискуссии, от решения которой напрямую зависели жизни миллионов людей и успех на важном участке фронта в Великой Отечественной войне. Речь пойдет о подготовке к операции «Багратион», во время которой между большинством генштаба во главе со Сталиным и маршалом СССР Константином Рокоссовским начался серьёзный спор.

Вопрос касался того, как именно наносить главный удар в оконцовке операции. По военной науке следовало бы сосредоточить все силы для одного решительного удара. Рокоссовский же предлагал разделить силы на две группы, дабы нанести удар по двум точкам. В конкретные подробности военной науки мы погружать читателя не будем, для интересующихся прикрепим в конце материала ссылку на подробное исследование вопроса.

Рокоссовский был уверен в своей правоте, считал, что целесообразно будет бить по двум направлениям. Сталин не верил в эту идею, потому даже выгонял Рокоссовского в соседний кабинет, дабы тот «хорошенько подумал». Вот как это описывает сам маршал в своих воспоминаниях «Солдатский долг»:

«Окончательно план наступления отрабатывался в Ставке 22 и 23 мая. Наши соображения о наступлении войск левого крыла фронта на люблинском направлении были одобрены, а вот решение о двух ударах на правом крыле подверглось критике. Верховный Главнокомандующий и его заместители настаивали на том, чтобы нанести один главный удар — с плацдарма на Днепре (район Рогачева), находившегося в руках 3-й армии. Дважды мне предлагали выйти в соседнюю комнату, чтобы продумать предложение Ставки. После каждого такого «продумывания» приходилось с новой силой отстаивать свое решение. Убедившись, что я твердо настаиваю на нашей точке зрения, Сталин утвердил план операции в том виде, как мы его представили…— Настойчивость командующего фронтом, — сказал он, — доказывает, что организация наступления тщательно продумана. А это надежная гарантия успеха».

По поводу действительного существования этого спора среди историков ведутся дискуссии. В основном они опираются на мемуары Жукова, который утверждает, что подобного случая не было, и Сталин сам принял решение нанести 2 решающих удара по предложению генштаба. Однако, как показывают исследования, это не так. Подобных документов Сталин в вышеуказанные даты не подписывал, да и план генштаба исходил из необходимости нанести один основной и один дополнительный удар, а никак не два основных.

По итогу в этом примере отчётливо видно, что даже в моменты величайшего напряжения в мире Сталин не являлся единоличным диктатором, который принимал все решения так, как ему заблагорассудится. Власть Сталина, равно как и Ленина, опиралась на их авторитет, который они заслужили в дискуссиях и по практическим делам. Каждый член партии мог продвинуть свою идею, и если она была убедительной, если он мог обосновать её правильность в глазах коллектива, то она принималась. Потому рассказы всяких Троцких о том, какими исключительными они были, какие гениальные планы предлагали, но злой коварный Сталин интригами не давал им трибуны, – попросту не соответствуют действительности. Даже в период Великой Отечественной Сталин опирался на мнение людей, которые зарекомендовали себя как истинные большевики-ленинцы.

Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot

Для желающих поддержать нашу регулярную работу:

Сбербанк: 2202 2068 9573 4429