Вулф - писатель непредсказуемый, задумчивый, порывистый и странный, словно музыкальная новелла.
Да и трудно было бы ожидать от человека с таким именем чего-нибудь обыкновенного.
Вирджиния - девственница, дева, целомудренная...
Любопытно, но некое опасение и непонимание в отношении Вулф, было и в нашей критике:
В романе Вулф все утрачивает свое очертания, границы и формы, становится неопределенным и зыбким, но все пребывает в движении, в неуклонном движении к гибели.
Предубеждения относительно Вулф существовали и у ее соотечественников. Современник Вулф и ее соратник по литературной группе «Блумсбери» Эдвард Форстер, позднее разошедшийся во взглядах на литературу со своими бывшими единомышленниками, считал, что творчество Вулф:
… ни о чем.
С толикой скептицизма и предубеждения приступает к рассказу о Вулф и известный английский литературовед, специалист по творчеству и библиографии Вирджинии Вулф Стюарт Кларк:
Чем больше читаешь эти строки, тем непонятнее становится отношение автора. Нет ли в нем снобизма? А что, если читатель окажется клерком или машинисткой? Допускала ли Вирждиния Вулф, что ее роман может попасть к ним в руки? Что значит «необычность не проходит даром"?
Похоже автор и сам стал невольной жертвой снобизма, которым пробовал было пугать клерков и машинисток попавшим к ним у руки романом.
Не мало противников Вулф упрекают ее антисемитизме:
Как я не хотела выходить замуж за еврея — как я ненавидела их гнусавые голоса и их восточные украшения, их носы и бороды — каким снобом я была, они обладают огромной жизненной силой, и я думаю, что это качество мне нравится больше всего...
Словом, причин ненавидеть ее (в нашем случае - не читать) больше, чем любить.
Вообще Вулф, как одна из зачинателей модернизма вместе с Джойсом (нелишне будет напомнить, что знаменитый «Улисс» вышел только в 1922 году, а первый его роман «Портрет художника в юности» почти одновременно с романом Вулф в 1914 году), плетет кружевную нить своего повествования, отталкиваясь порой от окружающей реальности, каких-либо навязчивых деталей быта, времени и места, как можно дальше. Главной движущей силой ее романов является внутренний монолог героев, психологическое состояние, спровоцированное переливами чувств, настроений и ощущений:
Вид из окна выполнял ту же задачу, что и оркестр в лондонском ресторане, - служил оправой для тишины.
Первый роман Вирджинии Вулф («The voyage out», у нас его еще переводили, как «Путешествие», тоже, кстати, обстоятельство весьма странное, как будто речь идет о двух совершенно разных романах) был написан ею в возрасте 30-и лет. Его принято у нас относить к первому периоду ее творчества, когда, как правило, язык и стиль только оформляются.
Несомненно, пикантности и загадочности читателю добавит и тот факт, что прототипом взаимоотношений главной героини, Рэчел, со своим отцом явились реальные факты из жизни самой писательницы. «Специалист по Вулф» даже полагает, что имело место «сексуальное домогательство» со стороны отца.
Мало того, умертвив Рэчел в начале своей писательской карьеры, в финале своей жизни Вулф покончила с собой…Утопилась в реке.
И в самом деле: «необычность не проходит даром». Вулф сполна оплатила свой талант.
Кошелёк юмани для поддержки канала:
https://yoomoney.ru/to/41001364992514