Найти тему
Издательство Libra Press

Письма императора Николая Павловича к графу П. А. Клейнмихелю

1850 г., августа 7-го

Сегодня узнал я, что ты вновь заболел тяжело прежним недугом, любезный Петр Андреевич. Крайне об этом жалея, прошу тебя настоятельно быть терпеливее и послушнее к советам твоего доктора и дать себе срок, нужный на восстановление здоровья и сил.

Ты обязан этим жене, детям и, прибавлю, и мне; ты не должен пренебрегать своею жизнью. Никто не торопит тебя; ты все так устроил, что работы идут везде исправно, и нет тебе причин к опасениям; дай же срок укрепиться и излечиться.

Прошу тебя об этом именем дружбы, в которой ты, надеюсь, уже давно уверен; не греши перед Богом и будь покорен: тем скорее будешь здоров и тогда с новым усердием примешься за полезные труды, без опасения быть снова не в силах продолжать. Зная твою дружбу ко мне, не сомневаюсь, чтоб ты не исполнил моего желания, в утешение твоего семейства и мне в душевную радость.

Целую руку Клеопатре Петровне (графиня Клеопатра Петровна Клейнмихель, супруга графа Петра Андреевича, урожденная Ильинская) и обнимаю тебя от всего сердца. Н.

1850 г., ноября 1-го

Граф Петр Андреевич! Настоящее путешествие мое я начал с С.-Петербурго-Московской железной дороги, проехав по Северной дирекции оной от С.-Петербурга до с. Чудова, а по Южной от Вышнего-Волочка до д. Кольцово, за Тверь. К искреннему моему удовольствию дороги эти найдены мною, в отношении превосходного устройства, изящности отделки, исправности содержания и примерного порядка в управлении, в виде и состоянии, превосходящем мои ожидания.

Столь блистательный успех сего полезного, многосложного и трудного предприятия, совершающегося под непосредственным руководством и неусыпным наблюдением вашим, налагает на меня обязанность изъявить вам ныне вновь мою живейшую и душевную признательность за все труды, вами подъемлемые.

Ревность и усердие, с коими вы всегда приводите в исполнение все мои предначертания по важной отрасли государственного благоустройства, вам вверенной, служат мне залогом осуществления живейшего моего желания видеть соединение столиц моих железною дорогою вполне оконченным и приведенным в действие к 1-му ноября 1851 года. Пребываю к вам навсегда благосклонным. Николай

1850 г. ноября 23-го
Граф Петр Андреевич! С самого существования С.-Петербурга оказывалось важное неудобство разъединения заречных частей с городом в известные времена года, и вопрос о возможности постоянного сообщения чрез Неву оставался долгое время неразрешенным.

Между тем необходимость в таком сообщении сделалась ощутительною с увеличением народонаселения и побудила меня в отношении стеснения торговли и промышленности повелеть, в 1842 г., устроить постоянный чрез реку Неву мост.

"Благовещенский мост" Василий Семёнович Садовников, 1850 г.
"Благовещенский мост" Василий Семёнович Садовников, 1850 г.

Ныне, под главным начальством и руководством вашим, цель сия достигнута с полным успехом. В 21-й день сего ноября открыт, в присутствии моем, постоянный чрез р. Неву мост, наименованный Благовещенским, и я, найдя сооружение его во всех частях отличным, прочным и изящным, вменяю себе в особое удовольствие изъявить вам мою совершенную благодарность и благоволение за неусыпную вашу заботливость к приведению в исполнение одного из общеполезных памятников, в точную согласность с моими предначертаниями. Пребываю вам навсегда благосклонным. Николай

1851 г., августа 22-го, Москва

Граф Петр Андреевич! Приступая восемь лет тому назад к сооружению С.-Петербурго-Московской железной дороги, поручил я вам наблюдение за исполнением моего намерения, в уверенности, что ваше столь многократно доказанное усердие послужит мне ручательством в успехе предпринятого дела.

С душевным удовольствием вижу осуществление моих желаний, и если это предприятие еще не совсем окончено, то работы уже доведены до такой степени, что для первого опыта мог быть перевезен значительный отряд гвардейских войск, и я, со всем своим семейством, совершил по железной дороге переезд из С.-Петербурга в Москву.

Приезд 31 (19) августа 1851 года Николая I на вокзал московской станции Петербурго-Московской железной дороги. Изображён дебаркадер вокзала (на стене слева показаны ниши без окон, хотя в действительности в московском дебаркадере там имелись окна, а как на рисунке выглядел дебаркадер Петербурга). Наиболее известные люди, слева направо: крайняя женщина слева на площадке вагона - вл. кн. Екатерина Михайловна, правее её муж - герцог Георг-Август Мекленбург-Стрелицкий; София Нидерландская, её муж - принц Карл Александр Саксен-Веймарский; вл. кн. Ольга Николаевна и её муж - принц Вертимбергский Карл I; вл. кн. Мария Александровна с мужем - наследником престола Александром Александровичем; впереди них их дети: вл. кн. Николай Александрович и вл. кн. Александр Александрович; император Николай I обнимает главноуправляющего путями сообщения графа Клейнмихеля; правее императора его жена - Александра Фёдоровна; Мельников, Крафт и Романов в форме Корпуса путей сообщения; шталмейстеры: князь Четвертинский и граф Бобринский, егермейстер граф Ферзен,
Приезд 31 (19) августа 1851 года Николая I на вокзал московской станции Петербурго-Московской железной дороги. Изображён дебаркадер вокзала (на стене слева показаны ниши без окон, хотя в действительности в московском дебаркадере там имелись окна, а как на рисунке выглядел дебаркадер Петербурга). Наиболее известные люди, слева направо: крайняя женщина слева на площадке вагона - вл. кн. Екатерина Михайловна, правее её муж - герцог Георг-Август Мекленбург-Стрелицкий; София Нидерландская, её муж - принц Карл Александр Саксен-Веймарский; вл. кн. Ольга Николаевна и её муж - принц Вертимбергский Карл I; вл. кн. Мария Александровна с мужем - наследником престола Александром Александровичем; впереди них их дети: вл. кн. Николай Александрович и вл. кн. Александр Александрович; император Николай I обнимает главноуправляющего путями сообщения графа Клейнмихеля; правее императора его жена - Александра Фёдоровна; Мельников, Крафт и Романов в форме Корпуса путей сообщения; шталмейстеры: князь Четвертинский и граф Бобринский, егермейстер граф Ферзен,

При этом случае я с восхищением видел огромные и истинно-изумительные сооружения, соединяющие в себе все условия изящного вкуса с самою превосходною отделкой. Я не могу не признать, что единственно примерным рачением вашим совершается столь успешно это важное государственное предприятие, которое должно принести существенные и самые полезные последствия для народного благосостояния.

Отдавая всегда справедливость деятельным и неутомимым трудам вашим, мне приятно возобновить вам мою искреннюю и душевную признательность за ваше достохвальное служение.

Испытанное усердие ваше служит мне уверением, что, согласно моему прежнему указанию, С.-Петербурго-Московская дорога будет окончена к 1-му ноября сего года, и тем самым будет открыт для общего пользования способ быстрого и удобного сообщения в Империи. Пребываю к вам навсегда благосклонный. Николай

Извлечения из печатного формулярного о службе П. А. Клейнмихеля списка 1866 года

12-го марта (1814) Государь Император Александр Павлович, получив донесение, что Наполеон устремился с войсками на пути сообщения наши, изволил лично приказать лейб-гвардии Преображенского полка капитану Клейнмихелю, взяв несколько казаков, отправиться по пути на Шомон, Бар-сюр-Об и Лангр, на встречу Их Императорских Высочеств Великих Князей Николая Павловича и Михаила Павловича, ехавших в армию из С.-Петербурга, и донести Их Высочествам, чтоб изволили возвратиться в Базель и ожидать там дальнейшего повеления Его Императорского Величества.

Капитан Клейнмихель встретил Их Высочества в Базеле, переправившимися в Базеле чрез Рейн и, передав своевременно данное Высочайшее повеление, возвратился к Его Императорскому Величеству в Париж из Нанси, так как путь на Лангр и Шомон был уже занят неприятелем.

Молодой Клейнмихель (
отец которого Андрей Андреевич, швед родом), в отечественную и заграничную того времени войны неутомимо занимался набором и образованием запасных войск, пополнявших собою беспрестанную убыль военных сил наших, 16 марта 1814 года был назначен флигель-адъютантом к Государю.

С 24 марта 1819 года Клейнмихель состоял начальником штаба по поселенным войскам, и тут император Александр Павлович особенно близко мог оценить его распорядительность, точность и неутомимость. Известно, что устройство военных поселений было любимою мечтою Государя.

В формуляре Клейнмихеля за 1822-й год сказано, что Государь, осмотрев поселенные округа 1-й гренадерской дивизии, нашел их в отличном состоянии, которое тем более может быть им поставлено в достоинство, что превосходное состояние cиe по фронту нисколько не останавливало сельские и прочие работы, в округах ими производимые.

Состоя в течении многих лет в железной школе графа
А. А. Аракчеева, Клейнмихель навык к беспрекословной исполнительности и был постоянно на виду у Государя, в самом средоточии военного и внутреннего управления.

Император Николай Павлович, в день своего коронования, 22 августа 1826 г., назначил Клейнмихеля своим генерал-адъютантом и затем, в течение почти 30 лет он был одним из самых близких лиц к Государю.

С 1-го мая 1832 года Клейнмихель дежурный генерал Главного Штаба, с 26 марта 1839 года граф Российской империи, в том же году заведует устройством лагеря под Бородиным (
где он отличился в бою), с 11 августа 1842 года главноуправляющий путями сообщений.