Найти в Дзене

«Леон» Люка Бессона: больше, чем просто боевик 90-х

Девяностые. Люк Бессон вынужден сдвинуть съемки своего культового фантастического боевика «Пятый элемент» на несколько месяцев из-за плотности графика Брюса Уиллиса. Распускать актеров, как и терять время, не хочется, и он начинает снимать совсем другой боевик, которому суждено стать не менее знаменитым и любимым зрителями, чем «Пятый элемент». В центре повествования - профессиональный киллер Леон, чья жизнь круто и необратимо меняется, когда однажды в его дверь стучится маленькая девочка, чью семью расстреливают бандиты...

Постер фильма - Кинопоиск.ру
Постер фильма - Кинопоиск.ру

Думаю, что в наши дни нет людей, увлеченных кино, которые ни разу бы не слышали о фильме «Леон». Потрясающий Жан Рено, уже весьма брутальный, но еще не заматеревший до окончательного вида крутого мужика, который легко порешает любые проблемы кулаками и пулями. Совсем юная Натали Портман, в 11-12 лет выдавшая чуть ли не лучшую актерскую игру в своей жизни. Гари Олдман, играющий абсолютного, но, как и всегда, харизматичного отморозка. Люк Бессон, заигрывающий со спорными темами, но не пересекающий черту дозволенного, хотя грань местами очень зыбкая. Классные драки и перестрелки, щедро сдобренные юмором с разными оттенками черного, которые мы так любим, в том числе, в фильмах Тарантино. Трогательные герои, которых, мягко говоря, не назовешь положительными в силу рода их занятий, но все равно за них искренне "болеешь". Девяностые - клондайк таких фильмов и сюжетов в разных вариациях, и все же пережили свое время единицы. «Леон» - как раз из таких. Высокие рейтинги на Кинопоиске и IMDB, незыблемые позиции в различных топах лучших - интерес к фильму не угасает до сих пор и вряд ли угаснет в обозримой перспективе, а ведь картине Бессона почти 30 лет.

Главная часть каждого обучения - практика! Кадр из фильма - Кинопоиск.ру.
Главная часть каждого обучения - практика! Кадр из фильма - Кинопоиск.ру.

Маленькое отступление. Я - ребенок 90-х, на боевиках выросла так же, как на диснеевских мультиках с гнусавым переводом, и до сих пор иррационально, необъяснимо и искренне люблю подобные фильмы. Они вызывают приятные ностальгические чувства при пересмотре. Тем не менее, в большинстве случаев, как бы мне лично ни было приятно смотреть боевики 90х, с позиции прожитых лет и зрительской "насмотренности" я вижу и "дешевизну", и "одноразовость", и, конечно, то, что эти фильмы устарели. То есть не будь я сама из 90-х, а будь другим поколением, скорее всего, они бы вряд ли мне сильно полюбились. Во всяком случае, далеко не все. С «Леоном» случилось так, что я его до недавнего времени не смотрела.

Этому не стоит удивляться - в годы его выхода я сама была маленькой, а, как известно, дети не очень любят фильмы о детях, потому что сильно сопереживают. Так, например, я очень не любила смотреть фильмы «Один дома» и «Один дома 2», потому что нервничала за героя. Мне было жалко, что его бросили, потом - страшно, что он один и вокруг плохие дядьки, потом - нервно, что эти дядьки его преследуют, и все в любой момент может закончиться плохо, каким бы классным пацаном он ни был. Когда я выросла, восприятие этих новогодних комедий стало совершенно иным. Правда, потребовалось преодолеть барьер детских воспоминаний - в голове сидело убеждение, что я не люблю эти фильмы, и хоть тресни. Оказалось, что дело не в нелюбви - дело было в возрасте и сопереживании героям. Так и с «Леоном». Будь это история про взрослых, я бы ее давным-давно посмотрела. Но - в итоге посмотрела только сейчас. И очень быстро поняла, почему «Леон» не "типовой боевик 90х", а фильм, который интересен даже много лет спустя.

Олдман в этом фильме - настоящий психопат, которого боятся даже те, кто с ним работают. Никогда не знаешь, чего от него ждать. Кадр - Кинопоиск.ру
Олдман в этом фильме - настоящий психопат, которого боятся даже те, кто с ним работают. Никогда не знаешь, чего от него ждать. Кадр - Кинопоиск.ру

Так что же делает «Леона» особенным боевиком в сравнении с многими его "родичами" из 90-х? На мой взгляд, затронутая тема взаимоотношений главных героев. Это могла бы быть очень скользкая тема, потенциально неприятная и, безусловно, провокационная, но с позиции взрослого человека могу сказать, что ничего такого в фильме нет. Наоборот, потрясающе поймана психология маленькой девочки в самом старте ее переходного возраста. Матильда - ребенок из, мягко говоря, проблемной семьи. Она совсем маленькая, но вынуждена быть старше - выполнять родительские функции по отношению к младшему братику. Она регулярно получает тумаки от отца-наркодилера и старшей сестры, хочет не хочет, а видит сексуальные сцены между папашей и его женой-проституткой, и общается со сверстницами примерно с той же ступени социальной лестницы (мы это понимаем из диалога, когда она рассказывает Леону о том, что у всех ее подружек первый раз уже был). Кажется фантастикой? Увы и ах, это правдиво - для детей из таких семей.

При этом, несмотря на вынужденное раннее "взросление" вот с этой стороны Матильда - ребенок. Маленький ребенок, которому нужна и плюшевая игрушка, и игры вообще, и мультики по телику, и защита и, конечно, отец. Именно отеческое отношение просыпается по отношению к ней в Леоне, и это очень хорошо передано. Он начинает ее защищать, учит тому, что умеет, неуклюже, но искренне о ней заботится - а она в него влюбляется. Почему? Потому что она девочка-подросток, которая считает себя девушкой и почти женщиной, да еще многого насмотрелась и имеет некие абстрактные представления о личных отношениях, а он ее спаситель. Если кому-то кажется, что так не бывает, я позволю себе рассказать, что в возрасте Матильды все девчонки моего класса были именно вот так влюблены либо в Лео Дикаприо (после Титаника), либо в Фреда Дарста из Limp Bizkit. А стрелять и драться нам в те годы всем хотелось, потому что шли как раз боевики и еще сериал про Зену, которая королева воинов. И вообще, пистолет, пиф-паф - и ух, какая сразу крутая девчонка!

Матильда подражает Леону. Кадр - Кинопоиск.ру
Матильда подражает Леону. Кадр - Кинопоиск.ру

Так что да, бывает, что маленькие девочки вот так влюбляются. Это совсем не те чувства, которые охватывают тех же девочек лет в 16-17 и далее, это смесь жажды быть старше, пришедших из кино/рассказов подружек и т.д. представлений о романтической любви, определенная доля протеста и провокации - абсолютно точно без понимания, к чему это может привести, если плохой человек этим воспользуется. Леон в фильме стоически и, надо отдать должное, правильно выдерживает и купирует атаки настроенной на "любовь" Матильды, оставаясь при этом трогательно к ней привязанным - и из-за такого поведения к герою все больше проникаешься. Кстати, решение подавать Леона именно таким принадлежало лично Жану Рено - он хотел, чтобы у зрителя не возникло даже мысли, что его герой может воспользоваться таким отношением маленькой девочки.

Думаю, что именно проблематика в основе фильма вкупе с потрясающей актерской игрой главных героев и придает ему то, что выделяет «Леон» из других боевиков 90-х. В остальном все тоже очень круто: драки, перестрелки, диалоги, сцены с Олдманом под Бетховена, сцены с нанимателем Леона Тони, сцены "обучения" Матильды на пратике - все это здорово. В фильме есть все, чтобы радовать глаз зрителя, выросшего на подобном кино. Но взаимоотношения Леона и Матильды переданы так ярко, интересно и трогательно, Рено и Портман так убедительно играют, что, полагаю, это производит впечатление вне зависимости от принадлежности к определенному поколению.

Жан Рено крут всегда, а в этом фильме просто красавчик! Кадр - Кинопоиск.ру
Жан Рено крут всегда, а в этом фильме просто красавчик! Кадр - Кинопоиск.ру

«Леон» едва ли нуждается в особых рекомендациях к просмотру, но, если по каким-то причинам вы его пропустили, смотреть стоит в полной версии, хронометраж 136 минут. Она содержит определенные сцены между Леоном и Матильдой, которые, видимо, могли показаться "на грани" и потому были вырезаны из прокатной версии. Кинопоиск пишет:

Оригинальный сценарий содержал сцены «неловкого сексуального напряжения» между Матильдой и Леоном, включая сцену, в которой оба героя лежат на кровати, а Матильда рассуждает о сексе. Эти сцены так и не вошли в американскую версию картины, зато присутствовали в европейском варианте


В полной версии эти сцены есть. Так как фильм я посмотрела совсем недавно и только в этой самой версии, не могу представить, как выглядит и воспринимается «Леон» в урезанном варианте.

Вот, например, сцена, где герои вместе празднуют первое совместное "дело", и Матильда, приняв шампанского, пытается поцеловать Леона. Он этого, разумеется, не позволяет. Вероятно, в усеченной версии фильма этой сцены тоже нет. Кадр - Кинопоиск.ру.
Вот, например, сцена, где герои вместе празднуют первое совместное "дело", и Матильда, приняв шампанского, пытается поцеловать Леона. Он этого, разумеется, не позволяет. Вероятно, в усеченной версии фильма этой сцены тоже нет. Кадр - Кинопоиск.ру.

В общем, фильм «Леон» - смотреть. Отличный боевик, в меру ироничный, в меру жесткий (расправы), в меру трогательный (но не перебарщивают), местами очень веселый и точно захватывающий. Роль Матильды - первая для Натали Портман в полном метре, и она прекрасно справилась. Честно говоря, по мере просмотра я терзалась вопросом: что же такое приключилось с этой актрисой дальше, что во всей последующей "актерской жизни" она не выдала ничего, даже близко напоминающего свою игру в «Леоне»? Вопрос, конечно, риторический. Для меня также удивительно, что у этого фильма мало номинаций и наград - видимо, не выдвигался ни на Оскар, ни на Глобус. Тем не менее, зрители любят кино не за награды, а «Леон» - фильм, любимый многими. Теперь и я с ним познакомилась, чему очень рада.

Постер фильма - Кинопоиск.ру
Постер фильма - Кинопоиск.ру

Понравился обзор? Спасибо за внимание! Автор будет очень рад лайкам, комментариям и подписке на канал 😊