Не знаю, с чем именно это связано: с тем, что у государства к СНТ требования, как к коммерческим организациям, или с тем, что сами садоводы начинают это понимать (принимать).
Вот уже полгода, как началась третья волна массовых изменений уставов СНТ. Большинство конечно меняет только раздел про общие собрания (собственно и причина изменений - хочется проводить собрания в очно-заочной форме с использованием электронных и иных технических средств, а без изменений в устав это невозможно), но и тех, кто наконец-то решились (с 2002-2003 года) актуализировать уставы полностью тоже много.
Так как работа по каждому уставу ведется индивидуальная (вносим правки в соответствии с пожеланиями клиента, если эти пожелания законны), представители СНТ, уполномоченные на работу по разработке проекта устава, предлагают целые блоки информации, которую они хотели бы видеть в Уставах (любя, называем их "хотелками").
Практически каждое первое СНТ хочет в уставе отразить требования к садоводам в части содержания обочин прилегающих к участкам проездов в порядке (косить, убирать, не засаживать деревьями и кустами, если засадили - стричь и т.п.), право правления отключать от электричества участки должников или разрешить правлению утанавливать целевые взносы на форсмажорные мероприятия (либо тратить ранее собранные членские). В общем-то 70% работы над уставом - работа с такими предложениями (что можно, что нельзя и почему). Они уже и не удивляют.
Удивляет тенденция (в 80% случаев, если уставом занимается не председатель, а инициативный садовод) пытаться уставом обозначить дополнительные требования к кандидатам в председатели (чаще всего), правление или ревизионную комиссию, не предьявляемые ФЗ №217-ФЗ.
Как правило в председателях хотят видеть собственника земельного участка на территории СНТ, который является членом СНТ, не имеет задолженности по взносам и судимости, но имеет два высших образования (экономическое и юридическое, например) и опыт управленческой деятельности.
Не вникая в детали, конечно было бы здорово, чтоб такой кандидат нашелся в каждом СНТ. Вопрос только в том, ему то зачем работать в СНТ за неконкурентноспособную зарплату (а лучше вообще на безвозмездной основе, раз уж мы мечтаем)?
Общие требования к кандидатам в председатели, члены правления и ревизионной комисии перечислены в п. 5 ст. 16 ФЗ №217-ФЗ (то, что они должны быть членами и избираются общим собранием членов). К членам ревизионной комиссии предъявляются дополнительные требования: в состав ревизионной комиссии (ревизором) не могут быть избраны председатель товарищества и члены его правления, а также их супруги и их родители (усыновители), родители (усыновители), бабушки, дедушки, дети (усыновленные), внуки, братья и сестры (их супруги).
Иных требований к кандидатам законодатель не предъявляет и на откуп уставу не оставляет. Это означает, что даже если в Уставе СНТ будет указано про два высших образования, а избранный председатель закончил только 9 классов школы, то оспорить его избрание в судебном порядке не выйдет.
Все чаще и без особых требований, найти нового председателя СНТ - это проблема. Если бы такие сверхтребования можно было бы сделать возможными (законными), с переизбранием органов управления в СНТ случился бы коллапс.
Было бы оптимально, чтоб на законодательном уровне разрешили председателей нанимать, как штатных работников со стороны. Вот тогда бы можно было предъявлять требования к квалификации кандидатов, а садоводам было бы проще принять факт, что работник с определенной квалификацией за символическую плату работать не будет.
P.s. Комментирующим, что "СНТ - это кормушка для председателей", "все эти СНТ давно себя изжили и надо их прикрыть" и так далее. Возможно в каких-то частных случаях это и так. Но СНТ существуют более 30 лет, и неизвестно сколько еще просуществуют. Вы уверены, что альтернатива Вам понравится больше?
Если ликвидировать СНТ по решению общего собрания - останутся просто собственники земельных участков, ведущие садоводство без создания товарищества (автоматического включения в границы населенного пункта не происходит).
Если введут управляющие компании для СНТ (их аналог) свободы станет меньше, требований больше и плата будет однозначно выше.
Ликвидировать все СНТ (на законодательном уровне) и включить их в границы населенных пунктов, значит переложить нагрузку по содержанию территории СНТ с садоводов на государство. Слабо верится...
Как вы себе представляете процесс "исчезновения" СНТ? Что придет на смену?
Подписывайтесь на наш канал и не пропустите следующую статью!
Дачный Бухгалтер - аутсорсинг бухгалтерского учета СНТ от 6,5т.р./мес.
Дачный Юрист - юридические услуги СНТ, ОНТ, ТСН и садоводам.
Дачный сайт - бюджетные сайты для СНТ.