В рубрике "Слово и образ" сегодня читаем фрагмент одного из моих любимых романов - "Хранитель древностей" Юрия Домбровского. Герой этого произведения, между прочим, музейщик, а действие романа происходит в сталинское время. Итак...
...Все, что я писал о зданиях Зенкова, полностью относится к этому собору. Он так огромен и высок, что его не окинешь взглядом. Так пышен, что, если глядеть близко, не разберешь, что в нем главное, а что второстепенное. И вообще если пройти к нему от дома офицерского собрания (а для этого надо только пересечь парк), то увидишь, что и на церковное-то здание этот собор не очень похож. И тут и там те же самые купола, те же шпили, резные карнизы, узорные чердаки, шатрообразные крыши. И кажется, водрузи на офицерском собрании еще луковку с крестом, то и будет та же самая церковь. Вообще в архитектурной мистике строитель верненского собора понимал не много. Оно и понятно. Человек он был деловой и светский, на своем веку строил торговые ряды, офицерское собрание, дворянское собрание, и когда ему наконец город заказал кафедральный собор - невиданный, огромный, богатый! - он и для Бога соорудил те же губернаторские хоромы. И все-таки повторяю: собор великолепен, он огромен и величествен так, как должно быть величественно всякое здание, вписанное в снега Тянь-Шаньского хребта. Город, лежащий около его подножия, оказался поднятым им на высоту добрых сорока метров. В варварских побрякушках этого здания отлично выразился весь дух старого Верного, как его нам построил Зенков: его молодость, его оторванность от всех исконных устоев, его наивность, его самостоятельность и, наконец, залихватское желание не ударить в грязь лицом перед миром.
Вокруг храма раскинулся огромный городской сад, растут тополя, дубы, сосны, липы, шумит веселый мелкий кустарник, распускаются ирис и розы, бьют фонтаны.
А внутри собор огромен. Его своды распахнуты, как шатер: под ними масса южного солнца, света и тепла, оно льется прямо из окон в куполе на каменные плиты пола, и когда разблестится ясный, солнечный день, белый купол кажется летящим ввысь, а стены как бы парят в белом и голубом тумане. И вообще в этом лучшем творении Зенкова столько простора, света и свободы, что кажется, будто какая-то часть земного круга покрыта куполом. Это очень южный храм, в нем все рассчитано на свет и солнце.
Мы, северяне, знаем совершенно иные храмы. В них потолки низки и давят, в них пространство зажато и стиснуто в узких угловатых сводах. В них темно, тесно и страшно. И все в таких соборах свое, собственное, мистическое - и лики икон, и тусклые пятна лампад, и черное серебро подсвечников.
А Зенков отдал Богу только то, что он много лет привык давать людям, - белые высокие стены, белые же своды купола, в прорезы которого видно чудесное алма-атинское небо, голубые и розовые иконы, похожие на картины. И писал эти иконы не монах, не богомаз, а учитель рисования - художник Хлудов, такой же великий украшатель, как и сам строитель Зенков.
А теперь немного о самом соборе. Постройка его началась в 1904 году, и работали над ней архитекторы Константин Борисоглебский и Андрей Зенков. Имя первого как-то затерялось в тексте Домбровского, вероятно, потому что именно Зенков, будучи инженером, настаивал на специальном сейсмо-устойчивом проекте. В результате собор был построен из дерева - тянь-шаньской ели и действительно прошел испытание на прочность: в 1910 году произошло землетрясение, но здание устояло, только стекла вышибло. Собор - провинциальный, но исключительно прекрасный вариант неорусского стиля. Андрей Зенков построил очень много зданий в Алма-Ате, которая до 1921 года носила наименование Верный, данное еще при Николае I.
Иконостас Вознесенского собора выполнен художником Николаем Хлудовым, тоже весьма примечательной личностью. Художник, топограф, археолог, преподаватель. Из школы Хлудова вышло несколько талантливых мастеров-живописцев.
Если рубрика "Слово и образ" пришлась вам по душе, рекомендую заглянуть в эту подборку: здесь много стихотворений и прозы замечательных авторов, описывавших произведения искусства. И подписывайтесь на мой канал! Впереди разборы картин Леонардо да Винчи и Василия Сурикова, продолжение рассказа о сокровищах французского аббата и материал о посуде для хранения ядов!