Найти тему
Бурый

Схватка - умная ретро-стратегия

Сегодня я хотел бы рассказать вам об игре под названием Clash (Схватка). Игра вышла аж в 1998 году, поэтому для её запуска вам, скорее всего, потребуется DOSBox. Это пошаговая стратегия с замками, принцами и различными мистическими существами. Здесь есть что-то от Heroes, что-то от Age Of Wonders, но также имеется и множество уникальных особенностей.

Зайдя в игру, мы можем выбрать один из двух режимов: "сценарий" (прохождение) и "по выбору" (создание одиночной карты на свой вкус).

Главное меню
Главное меню

О чём же повествует игровой сюжет?

Однажды некие путешественники обнаружили новую землю - материк или большой остров под именем Кархан. Земля очень богата, её населяет мудрый народ, владеющий различными технологиями. Играть можно либо за приплывших, которые желают захватить власть, либо за местного правителя. Всю кампанию мы доказываем, что являемся достойнейшим правителем Кархана, выполняя различные миссии - от поиска жертвенника местного бога до осады вражеских территорий за установленное время. Каких-то сложных сюжетных ходов здесь нет, но это не отнимает у игры очарования.
Кампания состоит из 10 или 11 миссий (в зависимости от того, за кого вы играете). Сложность игры растёт от уровня к уровню. Разница от выбранной стороны есть, миссии разные, но смысл в них похожий. Что касается самого процесса игры, то выбранная вами сторона абсолютно не влияет на игровую механику, перечень юнитов и что-либо еще. Отличия разве что визуальные: внутреннее убранство замка и внешний вид религиозных объектов, которые вам подходят (местным - жертвенники, приезжим - алтари).

По выбору

Здесь вы вольны выбрать одну из предустановленных карт и количество игроков/соперников, а также их сложность. Есть режим мультиплеера - можно играть с друзьями на одном компьютере.

Создание игры
Создание игры

Об игровом процессе

Вы управляете отрядами и замками. В один отряд можно включить до десяти юнитов.

Характеристики
Характеристики

У каждого юнита есть:

Боевая атакующая мощь - сила атаки в ближнем бою.
Стрелковая мощь (не обязательно) - сила, с которой юнит стреляет.
Количество стрел (не обязательно) - сколько раз юнит может выстрелить за раунд.
Защитная мощь - сила, с которой отряд защищается и наносит ответные удары.
Настроение - текущее настроение отряда, которое также влияет на наносимый урон.
Усталость - ещё один показатель, влияющий на урон.
Ранг - опыт юнита (рубашка, кожаный доспех, латный доспех, золотой доспех).
Очки движения - сколько юнит можно пройти как в бою, так и по глобальной карте.
Особенности движения (без особенностей, горы, лес, полет) - влияет на то, сможет ли юнит двигаться по определенной местности, и если сможет, то с каким штрафом.

Ещё у стрелковых юнитов есть параметр дальности стрельбы, но численно это нигде не отображено.
Очков здоровья у каждого юнита изначально 100, будь то крестьянин или дракон. Расчёт урона основан на показателях, которые перечислены выше, и еще от одного нюанса, который мы скоро разберём.

Игровой процесс
Игровой процесс

Ваш отряд путешествует по карте - так происходит исследование игрового мира. Максимальное расстояние, которое может пройти отряд, равно максимальному расстоянию, которое может пройти самый тихий юнит в этом отряде. Если вы пройдете максимально возможное расстояние за ход, то на следующий ход юниты, у которых не осталось очков движения, получат десять очков к усталости. При большой усталости, помимо того что юнит хуже сражается, будет портиться и настроение. При очень низком настроении юнит может дезертировать. Есть юниты, которые лучше перемещаются по лесам или по горам. Если в отряде только летающие юниты, то отряд может преодолевать значительные расстояния и пересекать воду.

Путешествуя по карте, вы можете найти алтари и жертвенники, посещение которых даёт какой-либо бонус (в том числе негативный). Помимо этого, могут встретиться клады, которые умеют раскапывать строители - это отдельный вид юнитов. Могут встретиться фундаменты - на них строятся новые замки и крепости. Крепость отличается от замка тем, что умеет производить больше разных типов юнитов, чем замок, в ней изначально каменные, а не деревянные стены, тренировка юнитов происходит быстрее, однако в ней нет населения. С фундаментами работают только строители. Также можно встретить места для строительства мостов, чем также займутся строители. Ну и наконец - на некоторых картах есть бухта. В неё время от времени приходят различные юниты, а посетивший бухту игрок забирает их в свою армию.

Зайдя внутрь замка, вы услышите красивую музыку. В замке можно заказать постройку зданий для создания новых типов юнитов (кузня, мастерская), больницу - для излечения раненых, школу - для обучения юнитов и повышения их ранга, а также казарму - для найма войск. В замке может располагаться до 12 юнитов. В казарме можно покупать лицензии на производство определённого типа юнитов. Разные юниты производятся разное количество ходов. Также в замках есть крестьяне. Вы можете собирать с них налог, пополняя тем самым казну. Будьте внимательны: у каждого замка казна своя, однако деньги, как и крестьян, можно перевозить караванами. Если население в замке выше 1000 крестьян, то каждый ход есть шанс, что начнется чума.

В казарме
В казарме

Построив в одном из своих замков все здания, вы перейдёте на второй уровень технологии - и вам станут доступны новые типы юнитов. Есть и третий уровень технологии, но... не рассказывать же тут всё)
Пусть останется интрига.

Описание копейщика
Описание копейщика

Бои между вашими отрядами и вражескими проходят довольно интересно. Деревья и иные препятствия генерируются случайно - в зависимости от типа местности. При окружении вашего или вражеского юнита появляются стрелочки. Чем больше стрелочек, тем более высокий урон наносится. При нанесении урона атакующий юнит сразу же получает ответный удар. Как именно рассчитывается урон, непонятно, но он точно зависит от показателей, о которых говорилось выше. Чем у юнита меньше здоровья, тем он слабее. Если во время своего хода в бою кто-то не совершил ни единого действия (не ударил, не переместился), то случается "гнев Бога" - и раскат молнии наносит урон всем юнитам нарушителя.

Бой
Бой

Также стоит упомянуть, что строители умеют делать дороги, башни и рыть ямы для врагов. Строитель - один из самых полезных юнитов, которых стоит беречь и не пускать в бой.

Если у вас много денег, то к вам может прийти женщина с предложением жениться. После свадьбы она будет просить подарки. За определенное число подарков у вас будут рождаться принцы и принцессы. Эти ребята увеличивают ранг всех юнитов отряда, в котором находятся, до максимального и позволяют отряду двигаться с максимальной скоростью безо всякой усталости. Принцев можно захватывать, пытать и подкупать.

Как видите, даже в такой старой игре 1998 года очень много различных нюансов, но они не воспринимаются как что-то сложное и непонятное, а изучаются легко и с интересом. В игре очень хорошая музыка. А какие разные юниты доступны для постройки: черви, слоны, орлы, мухи, призраки... - кого там только нет! Игра полностью погружает в себя.

Если вы сторонник "Героев", рекомендую попробовать эту игру и отвлечься от привычных механик. Последние миссии кампании достаточно сложные, но тем они и интересны. Я сам проходил эту прекрасную игру несколько раз.

Я даю этой игре
Деревянного Медведя. Мне игра нравится, однако я очень сомневаюсь, что она зайдёт кому-то из современной публики.

Рекомендации к прохождению: не читать, если хотите открывать все сами.

1) Не допускайте рост населения замков до отметки 1000 - используйте налоги. Чем выше налоги, тем ниже приток населения. Когда население 850+ ставьте налог на максимум, потом убирайте совсем - и так постоянно.

2) Не ходите большими отрядами к алтарям и жертвенникам. Если сработает негативный эффект, будет очень неприятно (конечно, если вы играете без "сохранить-загрузить").

3) Строитель - ключевой юнит. В кампании последние миссии проходятся во многом благодаря им. Ройте ямы - они сильно снижают пыл наступающих соперников.

4) Перед тем, как кого-то бить, попробуйте окружить его, чтобы появились стрелочки - и как можно больше. Сначала все подходят, затем кто-нибудь наносит удар. Иногда хватает всего одного удара, чтобы затем толпой уничтожить вражеский юнит.

5) Маг имеет самую большую дальность стрельбы и самый большой ход. Подходите к сопернику, стреляйте и немного отходите - он и сам будет стараться подойти к вам аккуратно, но маги могут за один ход подойти на расстояние выстрела, пару раз дать огонь и отойти на безопасное расстояние. Я за двух магов в финальной миссии кампании захватил 5 замков и уничтожил более 100 юнитов.

6) В игре существует одна фича, я её не использую, но расскажу о ней: если у вас есть летающий юнит, а у врага в отряде таковых нет, то в бою поместите летающего воина там, где соперник вас не достанет (гора, лес). Тогда компьютерный соперник будет просто пропускать ходы и страдать от "гнева Бога".