Если Толстого-старшего я небезосновательно недолюбливаю, считая устаревшим графоманом...
То вот Алексея Толстого — напротив, могу смело назвать Великим Писателем. Одним из тех, кто привел русскую литературу к тому, чем она есть сейчас.
За что я его так ценю? Предлагаю разобраться.
Писатель нового поколения
Алексей Толстой — один из тех писателей 1920-х, кто показал: русская литература может быть другой. Не реками воды, мыслестраданий и натужных измышлений по-французски...
...Но литературой действия. Где используется всё богатство русского языка, где повествование сжато до привычного сегодня уровня, где, в конце-концов, герой не СТРАДАЕТ и размышляет о бренности бытия, видя пред собой проблему, но решает её. Быстро и, простите за тавтологию, решительно.
Да, не он был первым. Первым сдвиг в правильном направлении начал, пожалуй, Фёдор Михайлович Достоевский, о чём я уже писал в одной из недавних статей:
Однако, пожалуй, именно Толстой впервые собрал все наработки «по улучшению литературы». И свел их в единую, непротиворечивую концепцию того, как надо писать книги на русском языке.
Своей книгой «Аэлита» (1923) он открыл новое поколение литературы. Поколение, что, пожалуй, не окончено и по сей день.
Новое поколение литературы
Чем отличалась эта книга от предыдущих? Прямо скажем, многим. Да, почти всё из этого списка где-то было раньше, но никогда — вместе, в одной книге.
Что же отличало её от литературы прошлого? Предлагаю разобраться по пунктам:
- Некая доля фантастичности. Конкретно в этой книге — большая, но характерной особенностью «литературы нового поколения» оказалась именно хоть какая-то доля авторской выдумки. Сколь бы ни был мал фантастический элемент, но мир книги нового поколения должен отличаться от реальности, иначе за ним будет неинтересно смотреть.
- Сжатость повествования. Никаких отступлений «о красоте пейзажа» на десяток страниц. Повествование «прибито гвоздями» к некой абстрактной камере: она может «перемещаться» во времени и пространстве, но всегда следит за чем-то важным; либо раскрывающим детали мира, либо, хотя бы, двигающим сюжет.
- Современная мораль. Думать о тщетности бытия мог бесящийся с жиру помещик на дармовом доходе — но не современный человек. Современная проза — продукт победившего в Революцию «рабоче-крестьянского» мышления. Когда над трагедией не сокрушаются, её пробивают головой! Поскольку иначе жрать будет нечего...
- Современный язык. Никаких «трёх страниц по-французски» или «высоких» архаизмов, которыми не говорили даже на момент написания. Язык романа нового поколения должен быть настолько понятен читателю, насколько это возможно.
Откройте роман из середины 1920-х (когда эта парадигма вошла в массы), откройте роман 1900-х — и разница будет колоссальной. Первый будет... Как минимум, понятным.
Было ли всё это на Западе?
Да. Ещё за полвека «до», поскольку литература там делала огромные шаги в правильную сторону куда как раньше литературы «здесь». Ибо экономически-социальный строй определяет культуру, вот хоть как крутись.
Но именно Алексей Толстой вычленил из западных ноу-хау главное, причём смог это «главное» адаптировать к нашим реалиям. Первый из плеяды порожденных Революцией авторов, что метались в творческом поиске.
Именно за ним следовали Беляев, Горький, Катаев, Замятин, Ильф с Петровым — и многие другие. Именно принципам, заложенным в «Аэлите» мы обязаны облику всей русскоязычной литературы, вплоть до современной... И без «Красного графа» этот «облик» появился бы либо заметно позже, либо был вовсе иным.
А его книги?
Они же прекрасны! Многие, особенно из числа фантастических, до сих пор пользуются популярностью... И не только на постсоветском пространстве, но и по всему миру.
Словом. Я считаю Алексея Толстого символом и проводником нового времени. Всего того лучшего, что Революция внесла в культуру, язык, литературу.
И — фактически полной противоположностью тому устаревшему, скучному, вредному Толстому, которого так двигают в массы наши «чиновники от культуры».
Подписка, лайк, комментарий на тему — всё, что нужно для поддержки канала. Это несложно:-)