Идиома «дьявол в деталях» (или, если пожелаете, в мелочах) знакома многим, но кто ж мог предполагать, что режиссёр мистического боевика «Конец света» воспримет её так буквально?! В теперь уже далёком 1999 году Питер Хайамс представил мировому зрителю такого сатану, каким мы его ещё не видели. Ни особого могущества, ни всесокрушающей силы, ни всеобъемлющих знаний... Сплошные амбиции, подлость да желание подгадить окружающим. Есть, правда, нечеловеческая злоба и глубокое чувство обиды, но и в них кинодьявол не особо преуспел, уступив пальму первенства Арнольду Шварценеггеру. Такая мелочность присуща не властелину ада, а какому-нибудь рядовому чёрту. Словом, сегодня на повестке дня «Конец света». Звучит в современных реалиях довольно двусмысленно, но делать нечего, понеслись!
Завязка старичка-боевичка знакома многим, но на всякий случай вкратце напомню. Хотя тут и напоминать нечего, на стыке тысячелетий в какие только крайности не впадали жители голубой планеты, предсказывая в новогоднюю ночь с 1999 по 2000 годы не просто смену тысячелетия, но непременный «армагеддец»! В пику «пророкам» выступали «одарённые математики», утверждая, что как раз в эту ночь ничего не случится, так как третье тысячелетие «официально» наступит лишь в 2001 году. Впрочем, им мало кто верил, а посему пили и гуляли как в последний раз! Грех было не хайпануть на людских страхах, и Питер Хайамс подбил недурных, право слово, голливудских актёров на свой «дьявольский план».
В центре сюжета – девушка, самим расположением звёзд предопределённая в любовницы дьяволу. Красотку Кристин Йорк (актриса Робин Танни) с самого рождения взяли под перепончатое крылышко прислужники сатаны, холят, лелеют и готовят для хозяйского ложа. Душа-девица должна не просто доставить сверхъестественному мужу неземное наслаждение, но непременно забеременеть за час до боя курантов. А уж кого родит «царица в ночь, не то сына, не то дочь» – не суть важно. Главное, что после этого порочного зачатия «божественный режим» падёт и тьма восторжествует.
Однако муженёк, мягко скажем, подкачал. Гэбриэл Брин актёр, конечно, колоритный и харизматичный (и вообще ирландцы – украшение мирового кинематографа), выглядит зловеще и смотрит со значением. Но что он творит?! Ощущение, что дьявол, вселившийся в человеческое тело, решил оторваться на полную катушку. Первым делом взял и... схватил в ресторане красотку за, извиняюсь, голую титьку! Из фильма кадра не выкинешь! Да и потом вёл себя точно похотливый козёл или подросток в период полового созревания. Правители так себя вести не должны (по крайней мере, на людях), не тот, понимаешь ли, размах!
Не пытаюсь даже прикидываться моральным камертоном (тем более что к сатане слово «мораль» применима не слишком), но наблюдать за дьявольскими проделками было... стыдно. И ничуть не страшно. Даже обидно становилось за Арнольда Шварценеггера, которому не придётся проявить себя во всей красе и проявить чудеса стойкости и живучести. Главному герою предстоит сражаться не с НЕУДЕРЖИМЫМ НЕЧТО, а с... писающим ничто. В буквально смысле. Имелась в фильме сцена, как киносатана устранил противников, поссав из-за угла кипятком... Или солярой... В любом случае, полыхнуло знатно!
Теперь об Арнольде Шварценеггере. Актёрская игра, прямо скажем, не самая сильная его сторона (эка скаламбурил, пойду возьму с полки пирожок!), но любим мы дедушку Арни не за это, а за неумолимую поступь и квадратную челюсть. Вот и здесь линия душевных терзаний главного героя – бывшего полицейского, потерявшего семью, – как-то обходит зрителя стороной. Из Арнольда бесполезно выжимать слезу, он сам кого хочешь выжмет в блендере, проглотит и даже не подавится! К сожалению, ровно по по этой же причине слезу не удаётся пустить и стороннему наблюдателю. Мы все неоднократно наблюдали, как Шварценеггера распинали в пустыне, били молотками по голове, топили в кипящей лаве, натравливали на него Хищника и даже Сару Коннор... А ему всё нипочём! Даже если и погибал, то всегда обещал вернуться.
В «Конце света» же главному герою пришлось погибнуть навсегда, без малейшего шанса на сиквел. В целом задумка режиссёра провести параллели фильма с библейскими мотивами понятна, но, к сожалению, исполнение вышло довольно корявым. Из Арни не вышло второго сына божьего (хотя все мы дети божьи) хотя бы по той причине, что в кино постоянно подчёркивалось: душа бывшего копа черна как ночь. Особых зверств не показывали, но внушали: Арнольд – ходячее бедствие, зло во плоти. Раз так настойчиво убеждаете, то придётся верить на слово.
Чтобы поймать преступника, нужно мыслить, как преступник. А чтобы остановить сатану, надо самому стать дьяволом. Проблема в том, что перерождение героя так и не происходит, в конце фильма он остаётся всё тем же алкоголиком с суицидальными наклонностями (добровольное пике героя на меч архангела это лишний раз подтверждает), что и в начале. В финальной сцене коп, конечно, молится и взывает к Господу, но где сказано, что он не верил в него раньше? Просто недосуг было, стакан сам себя не нальёт! И уход главного героя из жизни воспринимается не как трагедия, а как некая неизбежность (с толикой удовлетворения, ведь, по сути, Арни «наколол» самого дьявола): таким не место среди обычных людей. Пусть лучше кошмарит небеса. Или что там ему уготовано?
И напоследок любопытный факт. В 2000 году «Конец света» номинировали на «Золотую малину» аж трижды! (Кто не в курсе, так это антинаграда худшим из худших). Старине Арни грозила премия за худшую мужскую роль, товарищу дьяволу – за худшую мужскую роль второго плана, а Питер Хайамс готовился нести почётное звание худшего режиссёра. Но каким-то мистическим образом пронесло. Вот и говори теперь, что сверхъестественного не случается и сатаны не существует.
Антон АГЕЕВ.
#книгочей
#кино
#конец света
#арнольд шварценеггер
#мистика
#ужасы
#триллер
#тысячелетие
#дьявол
#церковь