Найти в Дзене
Петр Власов

«Дойные коровы» адмирала Дёница (1). «Телушки» появляются на свет

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Основную массу подводного флота Германии в годы 2-й мировой войны составляли средние подводные лодки типа VII, имевшие автономность до 45 суток и радиус действия не более 2.000 миль (менее 4.000 км). Хотя максимальная перегонная дальность хода «семерок» 10-узловым ходом составляла 6.500 миль (около 12.000 км), зона их боевого действия не превышала трети от этой дальности: ведь кораблю необходимо было оставить значительную часть топлива для патрулирования на позиции и на возвращение на базу. В начале войны этих характеристик было достаточно для борьбы с находившимся неподалеку противником (странами западной и северной Европы). Но с развитием событий, втягиванием в войну новых государств и расширением зоны боевых действий на многие моря и океаны немцы остро ощутили необходимость увеличения дальности действия своих субмарин и удлинения сроков их пребывания в море. Кроме модернизации строящихся кораблей и создания новых субмарин с повышенной автономностью, необходимо было увеличить сроки пребывания в море и для уже имеющихся в строю многочисленных подлодок: в 1942-1943 г на коммуникациях противника действовало свыше 400 немецких субмарин, и подавляющее их большинство относилось к классу средних «семерок». Т.е. ранних серий, рассчитанных именно на 45-дневные походы. И заставить их находиться в море более длительные сроки и топить вражеские суда у берегов США или у Южной Африки можно было только, обеспечив подлодкам дозаправку топливом, продовольствием и боеприпасами непосредственно в океане, или даже неподалеку от побережья противника. А для этого германскому флоту требовались транспортные субмарины снабжения, так как только подводные лодки могли незамеченными проникнуть в зоны, охраняемые вражескими флотами. Необходимость в подобных кораблях и вызвала к жизни проект подводного транспортника, получившего среди немецких моряков остроумное прозвище «Milchkuh» - «Дойная корова».

-2

Командующий подводными силами германского флота адмирал Дёниц предвидел возникновение подобной проблемы еще до войны, и несколько раз предлагал Верховному командованию выделить средства и материалы на осуществление проекта подводного «U-танкера». Дёниц помнил об опыте 1-й мировой войны, когда немцы не смогли осуществить полную морскую блокаду Великобритании из-за противодействия сильного британского флота. Поэтому он считал, что для нанесения максимального урона английскому судоходству его подводникам придется отправляться далеко в море – прерывать сообщение англичан с их колониями на торговых путях у берегов Африки, а возможно даже в Индийском океане - в районах, максимально удаленных от основных баз британского военного флота. Однако накануне войны все силы немецкой судостроительной промышленности были брошены на производство чисто боевых кораблей; и никто не хотел отвлекаться на разработку и строительство сложных и дорогостоящих, к тому же безоружных транспортных подлодок. Поэтому главнокомандующий германского флота адмирал Редер дал «добро» на разработку подводного танкера лишь в январе 1940, уже после начала боевых действий, когда необходимость увеличения дальности плавания немецких подводных лодок проявилась на практике. Только тогда появился проект, получивший техническое наименование «U-boot tip XIV», и неофициальное прозвище «Milchkuh» - «Дойная корова». Лодки «типа XIV» проектировались исключительно как транспортно-снабженческие, на которых все наличные объемы отдавались под размещение запасов продовольствия, топлива, боеприпасов и пресной воды, которые следовало доставлять на позиции боевых субмарин и передавать остающимся в море дольше обычного срока подводникам.

Разработка нового корабля продолжалась в течение почти всего 1940 года; первые две «дойные коровы» были заложены на стапелях Киля лишь в конце ноября; их строительство на суше продолжалось более 9 месяцев, первые «четырнадцатые» были спущены на воду в сентябре 1941. За это время судостроители начали строительство следующих «коров»; всего на воду было спущено десять транспортных лодок (U-459 - U-461, U-462 - U-464, U-487 - U-490). Последняя «четырнадцатая» сошла на воду в декабре 1942, а в строй вступила в марте 1943, завершив собой серию построенных «U-танкеров». Еще семь заложенных «четырнадцатых» так и не были достроены. В сентябре 1944 они были списаны и разобраны на металл, хотя три из этих лодок были уже готовы на 75 процентов. Почему так случилось – об этом будет сказано позже…

УСТРОЙСТВО ПОДВОДНЫХ ТАНКЕРОВ «тип XIV»

-3

Основой проекта «U-танкера» стала большая океанская двухкорпусная подводная лодка «тип IX»; но дизеля и электродвигатели на «коровах» использовались от средних лодок «тип VII» - более слабые, чем у «девяток», но зато меньших размеров. Несмотря на то, что «исходником» «четырнадцатой» был «тип IX», эти лодки отличались друг от друга: перепроектированная «четырнадцатая» стала короче и ниже своего прототипа, но значительно шире. Толщина стальных листов обшивки лодки была увеличена на 3 мм (до 21,5 мм) что обеспечило танкеру погружение на значительную глубину, и улучшило устойчивость «коровы» к взрывам глубинных бомб. Ведь отбиваться от вражеских кораблей «четырнадцатая» не могла – на ней не было торпедных аппаратов. Да и с самолетами «корове» вряд ли было под силу справиться. Хотя на лодках «тип XIV» стояли по две 37-мм зенитки, и 1х20-мм автомат (стандартное зенитное вооружение немецких субмарин начала войны), они мало помогали в бою с авиацией. 37-мм пушки имели низкую для зениток скорострельность (30 выстрелов/мин.) - ведь каждый снаряд в них заряжался вручную. А поражающие возможности скорострельных автоматических «двадцаток» были малы; к тому же эти автоматы не могли вести длительный огонь из-за малой ёмкости обойм (всего по 20 патронов). И «вишенка на торте»: ненадежные немецкие 20-мм Flak’и при стрельбе часто клинило…

-4

Отсутствие наступательного торпедного вооружения на «типе XIV» объяснялось максимальной экономией места на корабле ради размещения продовольствия, боеприпасов, медикаментов, топлива, воды, инструментов и запасных частей для их передачи боевым лодкам. Благодаря отсутствию торпедного вооружения подводный «снабженец» был способен принять на борт 45 тонн продовольствия и других грузов, спрятать под палубным настилом 4 запасные торпеды, а в межкорпусное пространство закачать 439 тонн топлива, масла и пресной воды. Этих запасов топлива и продовольствия могло хватить 12-ти лодкам «тип VII» на четыре дополнительных недели плавания, или же 5-ти лодкам «тип IX» - на лишние восемь недель.

-5

Чтобы иметь возможность доставлять несущим боевую вахту немецким подводникам не только консервы и сухари, каждый корабль «типа XIV» был снабжен большой холодильной камерой для хранения мяса, свежих овощей и фруктов. Так же на каждом «U-танкере» были установлены по несколько печей для изготовления хлеба, обладавших довольно высокой производительностью. Например известно, что U‑462 во время своего первого «доения» за 14 дней обеспечила свежим хлебом 12 «U-boot’ов», изготовив в своих печах за это время 700 буханок хлеба! Кроме того, в экипаж каждой «коровы» входил профессиональный врач. Он мог оказать помощь пострадавшим членам команд боевых подлодок в простых случаях, а в тяжелых – обеспечить возвращение на берег для госпитализации до 4-х потерявших боеспособность моряков. При этом выбывшего из строя подводника заменял на «сером волке» один из членов команды «U-танкера».

-6

ТТХ танкеров «тип XIV»:

Водоизмещение надводное — 1.668 т, подводное — 1.932 т. Размеры: 67,1x9,35x6,51 м. Двигатели: для надводного хода - 2 дизеля общей мощностью 3.200 л.с., для движения под водой - 2 электродвигателя общей мощностью 750 л.с. Скорость надводная - 14,9 узлов, скорость подводная – 6,2 узла. Время погружения: 50-60 сек. Дальность: 12.350 миль (10-узловым ходом). Глубина погружения 150 м (рабочая), 240 м (предельная). Вооружение: 2x37-мм, 1x20-мм пушки (но с 1943 г. 37-мм пушки снимались, а 1x20-мм одноствольный автомат заменялся на 2x20-мм двуствольных). Экипаж: 53 чел. (в ходе войны за счет введения разного рода специалистов увеличился до 60 чел).

БЕЗ СНАБЖЕНИЯ ВЕСТИ ВОЙНУ НЕВОЗМОЖНО

В начальный период войны потребность в «U-танкерах» еще не казалась срочной: в 1939-1940 боевые действия велись в Балтийском и Северном морях против польского, британского, французского, а затем и норвежского флотов. Здесь не только корабли, но и базы противника находились в зоне досягаемости немецких субмарин. Падение Франции привело к захвату немцами французских атлантических портов, что расширило зону досягаемости немецких лодок на значительную часть Северной Атлантики. Два начальных года войны немецкие субмарины свирепствовали в этих районах, уничтожая вражеские транспортные суда сотнями, за что и получили свое прозвище: «Серые волки».

Но постепенно усиливавшиеся действия английского флота и береговой авиации Великобритании все больше затрудняли работу немецких подлодок. Британские транспортные суда, поначалу ходившие «россыпью», стали собираться в конвои, охраняемые боевыми кораблями; а воды, омывающие острова Великобритании, патрулировало все больше и больше противолодочных самолетов. Потери немецких субмарин начали увеличиваться, убедив адмирала Редера в правоте Дёница, уже давно настаивавшего на необходимости отправки части подводных лодок в Южную Атлантику. Ведь там немцы в относительно спокойных условиях, вдали от основных сил британского флота, могли бы успешнее перехватывать английские транспорты с грузами продовольствия и стратегических материалов, идущие из британских колоний в метрополию вокруг Африки. Получив разрешение Редера, Дёниц стал направлять к африканскому побережью свои большие лодки «типа IX», имевшие перегонную дальность при 10-узловом ходе 10.500 миль (около 19.500 км).

-7

Однако и этим лодкам требовалась дозаправка в дальних районах. Как мы помним, подводники делили имевшиеся у них запасы топлива на три части – для выхода на позицию, для барражирования в боевом районе, и для возвращения на базу. Таким образом, зона боевого действия «девяток» ограничивалась дальностью 3.500 миль (около 6.500 км). Конечно, использование немцами для дозаправки своих дальних субмарин нейтральных портов Испании и Канарских островов позволяло им несколько дальше продвинуться на юг и дольше оставаться на позициях, но этой временной полумере в любой момент мог настать конец в случае каких-либо политических изменений. Так что, необходимость введения в строй «U-танкеров» для увеличения сроков нахождения лодок на позициях и их успешной охоты на суда противника оставалась по-прежнему актуальной. Тем более что испанцы в июле 1941 под давлением британской дипломатии действительно запретили немецким лодкам входить в их порты. Однако то, что было важным для «подводника» Дёница, мало беспокоило «надводника» Редера: командующий Кригсмарине был убежден, что с проблемой снабжения субмарин в дальних походах вполне справятся обычные надводные транспорты и танкеры…

Первая волна «девяток» отправилась из французских атлантических портов к Фритауну (крупнейшему британскому порту на западном побережье Африки) в марте 1941 года. И хотя лодки вышли, «под завязку» загруженными всем, что понадобится в дальнем боевом походе (топливом, боеприпасами, продовольствием, пресной водой, лекарствами и т.п.), им пришлось еще дважды заправляться. Сначала на Канарских островах, а затем в открытом море принять топливо и воду с танкеров «Нордмарк», «Эгерланд» и с сопровождавшего танкеры вспомогательного крейсера «Корморан».

-8

Появление немецких субмарин в водах, где британцы до этого чувствовали себя полными хозяевами, настолько обеспокоило англичан, что они бросили на поиск противника все имевшиеся в том районе силы. Понимая, что так далеко вражеские лодки смогли забраться только благодаря дозаправке, главное внимание британцы уделили поиску именно заправщиков – благо, к тому времени им уже удалось взломать код «Энигмы», и прослушивание переговоров немецких моряков указывало англичанам места будущих заправок вражеских кораблей. В результате началось настоящее избиение германских надводных заправщиков: 3 июня британцы обнаружили и потопили заправщик «Белхен», на следующий день они уничтожили «Эссо Гамбург» и «Гонценхайм», а «Геданию» им вообще удалось захватить целой. За последующие три недели англичане уничтожили или захватили в плен еще 5 немецких надводных заправщиков. В результате германские подлодки, не обнаружив в назначенных районах своих «снабженцев», были вынуждены сняться с позиций и на остатках горючего добираться до Канарских островов.

Эти события дали возможность Дёницу настаивать на ускорении производства уже заложенных, и на начале строительства дополнительных «U-танкеров». Не зная о взломе англичанами «Энигмы», немцы посчитали причиной гибели заправщиков только то, что эти надводные корабли, видимые издалека, легко обнаруживались моряками и летчиками Великобритании. Подводные же заправщики, по мнению Дёница, при встрече с противником будут скрываться от врага на глубине и, дождавшись ухода англичан, продолжат выполнение своего задания.

Однако, несмотря на ускорение строительства «коров», до конца 1941 в строй успели ввести только две лодки «тип XIV», да и они не были готовы к походу – эти корабли их экипажам еще предстояло изучить и освоить, а так же испытать качества и возможности подлодок в учебных погружениях. Между тем отмена выходов в море надводных заправщиков, а так же вступление в войну против Германии США еще больше осложнили ситуацию. Теперь немцам требовалось начать подводную войну и у восточного побережья Соединенных Штатов – то есть, на предельной дальности для немецких субмарин. К радости Дёница, к этому времени в строй начали вступать лодки улучшенной серии «тип IXD2», дальность которых по сравнению с ранними версиями «девяток» увеличилась в три (!) раза (при 10-узловом ходе достигла 31.500 миль, или около 58.400 км). Положительным для немцев стало и то, что они в этот период сменили старый код «Энигмы» на новую версию (не имея представления о взломе кода противником, просто «для профилактики»). Результатом этих двух факторов, а так же беспечности и расхлябанности американцев (вступивших в войну, но еще не осознавших, что такое война) стали катастрофические потери транспортного флота США прямо у своих берегов. С января по апрель 1942 года побережье Соединенных Штатов «захлестнули» пять «волн» немецких U-boot’ов; причем для нанесения как можно бОльшего урона противнику Дёниц погнал на запад не только дальние «девятки», но и средние «семерки» - в надежде, что их обеспечат всем необходимым вступающие в строй одна за другой «дойные коровы».

Средняя подводная лодка Тип VII – самая многочисленная подлодка германского флота
Средняя подводная лодка Тип VII – самая многочисленная подлодка германского флота

Прибывшие к американским берегам немецкие подводники были ошарашены тем, что «воюющие» Штаты абсолютно ничего не сделали для защиты своих баз и флота. Порты и береговые города по ночам были ярко освещены, суда ходили без боевого сопровождения, поодиночке, с включенными ходовыми огнями… За такую безалаберность нужно было наказывать, и немцы - наказали! В ходе операции «Paukenschlag» («Барабанный бой») германские подводные лодки с января по апрель 1942 потопили почти две сотни американских судов, потеряв при этом… всего одну свою подлодку! После этого наученные самым жестоким образом янки ввели в портах затемнение, повыключали все свои ходовые огни, перестали отпускать суда в одиночное плавание и начали комплектовать конвои, охраняемые боевыми кораблями.

«Дойные коровы» адмирала Дёница (2). «Коровы» кормят «серых волков»

«Дойные коровы» адмирала Дёница (3). Охота на «коров» начинается

«Дойные коровы» адмирала Дёница (4). Конец «коровьего стада»

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.