Найти в Дзене
КИНОФАРВАТЕР

Фабельманы кинематографа. Почему каждый режиссёр снимает фильм про себя и откуда это пошло. Часть 1.

Оглавление

Константин Станиславский всегда говорил, что нужно любить не себя в искусстве, а искусство в себе, но потом взял и написал книгу "Моя жизнь в искусстве".


И это не потому что господин Станиславский вдруг решил заняться самопрезентацией, а потому что сам стал неотъемлемой частью искусства и на равных вместе с ним, может иногда говорить от его имени. Мог себе позволить...

Каждый, уважающий себя автор от кино, снимает фильм про себя. Иногда в открытую, иногда завуалировано или просто отстранённо, но чаще всего эти фильмы выделяются на фоне всей фильмографии того или иного кинорежиссёра и, не без исключения, являются лучшими в их творчестве.

Все эти фильмы, можно разделить на три категории, каждая из которых будет рассмотрена в разных статьях.

Фильмы о творческом кризисе.

"8½". Режиссёр: Федерико Феллини. 1963. Италия.
"8½". Режиссёр: Федерико Феллини. 1963. Италия.

И, разумеется, первый кто обратился к самому себе, был Федерико Феллини с его фильмом "". Родившийся из творческого кризиса, чтобы выйти из него, эта картина негласно считается лучшей в мире. Именно после этого шедевра появится мнение, что у каждого режиссёра должен быть свой "Восемь с половиной".

Фильмы о кризисе нередко касаются темы "кино в кино", так как их создают кинорежиссёры. Но в первую очередь, причина появления такого фильма — творческий кризис. Фильмы с этой темой выходят до сих пор у самых именитых режиссёров, которые, казалось бы, не должны знать, что такое ступор.

Из недавних "Боль и слава" (2019) Педро Альмодовара или "Бардо" (2022) Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Но если в первом случае испанец сознательно рассказывает историю кинорежиссёра довольно бытово, то мексиканец делает полноценный оммаж в сторону Федерико Феллини и по своему выстраивает линию альтер-эго, делая его журналистом, а не кинорежиссёром.

Фрэнсис Форд Коппола идёт ещё чуть дальше и делает фильм "Между", где лирический герой это писатель, а ведь именно сценарные способности Копполы возводили в ранг гениальных навыков и в первую очередь студии обращались к нему, как к сценаристу, а не режиссёру. Первый Оскар Коппола также получил, как сценарист за фильм "Паттон".
Только в фильме "
Между" не будет самолюбования, как в двух фильмах до этого и даже в шедевре Феллини. Коппола отказывается от самопрезентации и откровенно говорит, что он посредственный писатель и не знает этого, хотя хотел бы быть гением, как, скажем, Эдгар Алан По. Не отменяя всё того же творческого кризиса, пускай и в душе беллетриста...

 "Между". Режиссёр: Фрэнсис Форд Коппола. 2011. США.
"Между". Режиссёр: Фрэнсис Форд Коппола. 2011. США.

Не отстаёт от Копполы и Вуди Аллен с фильмом "Полночь в Париже", где в кризисе пребывает также писатель. С другой стороны, злопыхатели могут утверждать, что у Вуди Аллена вся его фильмография это один сплошной фильм про него любимого и будут, возможно, правы, но кого это волнует?

Высказываться, это право любого человека.

Пожалуй, только итальянец может позволить себе переосмысление шедевра Феллини, а именно Тинто Брасс и его фильм "Почта Тинто Брасса", где итальянский эротоман играет главную роль самого себя и ищет новые сюжеты для вдохновения, чтобы выйти из кризиса.

Последний на данный момент фильм Ларса Фон Триера "Дом, который построил Джек" именно про творческий кризис. Для него творец — человек с фобиями и отклонениями, которые мешают ему созидать и приводят его в ад несмотря на солидную работу архитектора.

И при постоянной творческой работе можно пребывать в унынии.
"
Грех" Кончаловского очень тонко в обёртке байопика препарирует человека, равно противоположного герою Копполы. В отличии от беллетриста, Микеланджело знает, что он гений и именно в этом его проклятие. Он не хочет им быть, потому что недостоин. И, возможно, в этом самолюбовании заключается грех самого Кончаловского, который сознательно выбрал это размытое название для своего фильма. Однако, сняв его, он в каком-то смысле прошёл через исповедь, попросив прощение у тех, перед кем считает себя недостойным.

Самовлюблённость это отличительная черта таких фильмов, ведь, чтобы преодолеть кризис, нужно полюбить себя.

Если же кто-то полюбит эти фильмы ещё, тем лучше, но в первую очередь, они снимаются для себя...
___________________________________

Вуди Аллен негодует...
Вуди Аллен негодует...

А какой фильм какого режиссёра про творческий кризис знаете Вы? И чтобы помочь автору самому выйти из кризиса, оставляйте свои вдохновляющие лайки.

Всем добра и здоровья! Подписывайтесь!