Найти в Дзене
Игорь Ландшман

ФИШИНГ. Искусство обмана

Сегодня обычный по своим меркам будний день. Обеденный перерыв. Проверю электронную почту. Заходя на свою электронную почту, вы видите, что пришло письмо от «Сбербанка», в котором изложен текст, выдержанный в официальной стилистике: Уважаемый клиент (либо имя отчество) по вашему счёту/банковской карте совершена подозрительная активность, необходимо изменить пароль в личном кабинете «Сбербанк Онлайн», так как имеется высокий риск мошеннических операций. Сверив указанные в письме номера телефонов банка, а также почтовый адрес, в котором естественно будет фигурировать слово «Сбербанк», вы можете не почувствовать подвоха. Спустя несколько минут вам на телефон звонят с номера «900». обращаются к Вам по имени отчеству и представляются службой безопасности «Сбербанка» или «Департаментом финансовых операций Сбербанка». Обеспокоенный вашей, потенциально финансовой утратой, голос на том конце провода вам сообщает, что замечена подозрительная активность в вашем профиле, а также что вам было напра

Сегодня обычный по своим меркам будний день. Обеденный перерыв. Проверю электронную почту.

Заходя на свою электронную почту, вы видите, что пришло письмо от «Сбербанка», в котором изложен текст, выдержанный в официальной стилистике:

Уважаемый клиент (либо имя отчество)

по вашему счёту/банковской карте совершена подозрительная активность, необходимо изменить пароль в личном кабинете «Сбербанк Онлайн», так как имеется высокий риск мошеннических операций.

-2

Сверив указанные в письме номера телефонов банка, а также почтовый адрес, в котором естественно будет фигурировать слово «Сбербанк», вы можете не почувствовать подвоха.

-3

Спустя несколько минут вам на телефон звонят с номера «900».

-4

обращаются к Вам по имени отчеству и представляются службой безопасности «Сбербанка» или «Департаментом финансовых операций Сбербанка». Обеспокоенный вашей, потенциально финансовой утратой, голос на том конце провода вам сообщает, что замечена подозрительная активность в вашем профиле, а также что вам было направлено письмо на электронную почту с дальнейшими инструкциями, а именно со ссылкой для изменения пароля от личного кабинета «Сбербанк Онлайн» и восстановления доступа к своему счету и карте.

Что в данной ситуации может насторожить любого типичного пользователя «онлайн банка»?

Официальный электронный адрес банка, звонок с официального номера «900», грамотная речь «сотрудника», с фоном рабочей атмосферы на заднем плане и вроде бы официальный на первый взгляд сайт банка, с его вкладками, разделами, рекламой продукта, логотипом и визуализацией в целом, часто встречающей вас ранее. Сомнений быть не может, совокупность факторов склоняет к тому, что все легитимно.

Далее выбирая привычный способ входа, Вы вводите свой логин и пароль от входа в личный кабинет.

-5

после чего происходит двухфакторная аутентификация и Вам приходит одноразовый пароль в смс, который вы также благополучно в свою очередь вводите. Но дальнейших действий не происходит, далее веб страница сайта обновляется, вы пробуете еще раз ввести логин и пароль, подсознательно размышляя, что возможно ошиблись с одной цифрой при вводе и тут вам сопутствует удача. Вы входите в свой личный кабинет и проверяете баланс карты/счета, смотрите историю операций и не понимаете еще больше: никаких изменений не произошло, баланс не ушел, не знакомых Вам переводов в истории «онлайн банка» нет, тогда что же это было на самом деле?

-6

Ответ очень простой. Он гораздо проще реализации всей этой схемы.

Это был ФИШИНГ.

Вы только что сами скомпрометировали свои данные и попались на удочку фишинговой атаки.

Фишинг - (англ. phishing от fishing «рыбная ловля, выуживание») – это набор методов, используемых злоумышленниками, целью которых является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей — логинам и паролям. Фишинг считается одной из разновидности социальной инженерии, о видах которых мы поговорим с вами в других статьях.

-7

Идем дальше. Представим ситуацию, что вам в «директе» одной социальной сети или в личных сообщениях в «Вк» пишет «знакомый», «друг» или «подруга»

-8

в типичной ей манере, возможно даже скидывает смешной «мем» или спрашивает вас о том, как прошла сдача экзамена на водительские права (о чем несомненно вы ранее писали в истории переписки), не много пообщавшись с «подругой», она просит вас проголосовать, в очень важном для нее конкурсе, от вас ничего по сути не требуется, только перейти на сайт и «жмякнуть» кнопку - «проголосовать», на что вы не видя в этом, абсолютно ничего подозрительного, перейдя на вполне обычный сайт с доменом верхнего уровня «ru», возможно даже с названием относящимся к конкурсу, нажимаете проголосовать за свою знакомую.

-9

но для этого, необходимо всего лишь авторизоваться на указанном сайте. Вы жмете войти через «Вк», видите привычное лого сайта, где вводите телефон или email, свой пароль и нажимаете войти

-10

а далее вас снова можно поздравить. Вы именно тот счастливчик, кто второй раз скомпрометировал свои данные и словно голодный тунец в водах Атлантического океана, попались на удочку мошенников.

-11

Способ авторизации – может быть абсолютно любым и не относится только к «Вк», важным остается лишь тот аспект, что по статистике большинство людей имеют один и тот же пароль от всех личных аккаунтов, который знаете вы, возможно ваша собака и теперь мошенник, который сейчас защитил свою дипломную работу на 5+

-12

Компания «Microsoft» провела поиск скомпрометированных учётных данных в своих системах и выяснила, что более чем в 44 млн случаев, пользователи устанавливали один и тот же пароль для многих аккаунтов.

Для получения необходимой информации мошенники идут на разные ухищрения.

-13

Массовые рассылки электронных писем, загрузочные страницы оплаты, рассылка от государственных или банковских учреждений, различные «фейковые» всплывающие окна, создание фишинговых сайтов.

Страница поддельного сайта будет выглядеть как настоящая, и лишь отличаться URL-адресом, на который по опыту, мало кто обращает внимание.

Давайте разбираться как такое возможно.

Очень часто мошенники используют различные «слитые» базы данных, в которых фигурируют не только «фио» человека, но и паспортные данные, включая адрес места регистрации. Именно поэтому, нам может прийти письмо на электронную почту с указанием нашего реального имени или поступить звонок от якобы «представителя банка» или «государственных органов». Но если анализировать наш первый кейс со «Сбербанком», каким образом так произошло, что мы получили письмо с реального адреса банка?

Мошенники используют анонимные «спуфбоксы», ресурсы по подмене «адреса электронной почты», сейчас такие сервисы присутствуют в широком доступе, есть как платные, так и бесплатные электронные площадки, где можно отправить письмо нужного вам содержания, на конкретный почтовый адрес, от лица нужного вам отправителя.

Зачастую мошенники, в том числе используют и невнимательность «жертвы», создавая и указывая в названии адреса электронной почты или названии сайта, схожую букву или цифру.

Приведу рандомный пример:

«https://online.sberblank.ru»

«https://0nline.sberbanc.ru» или «https://official.cberbank.ru».

Как вы видите, используя намеренно дополнительную букву в адресе, неверную букву или указывая вместо буквы «о» цифру «0», можно воссоздать похожий адрес сайта либо адрес электронной почты. Все зависит от фантазии мошенника и вашей невнимательности.

Также бывают случаи, когда в «графе отправителя» фигурирует на первый взгляд нормальное название электронной почты, но перед этим фигурирует слово «From», которое в контексте не будет означать "от" кого пришло письмо, а будет относиться к адресу электронного письма.

Например: from/sberbank@sberbank.ru.

Но если с подменными электронными письмами все понятно, то как мы можем получить звонок с официального номера «Сбербанка»?

Тут абсолютно все аналогично. Использование SIP-клиентов.

SIP (Session Initiation Protocol, протокол установки соединения) — это протокол, который используется в одном из видов IP-телефонии для передачи мультимедийного трафика по сети.

-14

SIP-приложение позволяет обмениваться голосовыми и видеозвонками, пересылать тексты и видеоизображения откуда угодно, где есть Интернет.

Также в дебрях интернет паутины, можно найти ресурсы, где различные провайдеры предоставляют свой функционал подмены номера, с помощью таких услуг, за скромную оплату, от мошенника требуется лишь ввести номер телефона и подменный номер.

-15

Для того, чтобы обезопасить себя в таком ключе, если присутствует неуверенность в том, что вы действительно разговариваете с человеком, который к примеру, вам представился сотрудником банка, лучше сбросьте звонок и перезвоните сами на официальный номер телефона. Не с присланного вам письма, смс или сайта, самый надежный способ — это взять в руки вашу банковскую карту, на которой в большинстве случаев будет указан номер горячей линии банка.

Кейс 2.

Что со взломом аккаунтов в социальных сетях и для чего мошенники их используют.

С данным фишингом думаю многие сталкивались если не в качестве жертвы, то наверняка в качестве человека, получавшего письмо от друга или подруги с какой-нибудь просьбой, зачастую финансового характера, а спустя какое-то время профиль удалялся или человек писал на своей странице запись о том, что его взломали.

Арендуя доступ на теневых форумах, мошенники используют специальный «фишинговый дашборд».

-16

Целью этого всего является получение доступа к аккаунту, выбирая нужную тематику фишинга, или иными словами схему развода: будь то «голосование», «жалоба» или «доставка». Далее в пару кликов создается фейковая страница сайта, например с голосованием, на которой как раз и будет отражен профиль вашего друга (ссылка на его страницу в «Вк» предварительно будет указана мошенником на фишинговом сайте). Таким же не хитрым способом и создается фейковая страница авторизации, для ввода логина и пароля. Такие профессиональные инструменты для взлома, могут похвастаться большим функционалом фичей, включая в том числе обход «2fa». Каким образом будет реализована отправка сообщения с просьбой о голосовании, уже будет зависеть от смекалки мошенника. Это может быть уже взломанная страница вашего друга в «Вк», его дублирующая страница или сообщение от просто знакомого человека.

Подведем рекомендательный итог:

▸ всегда проверяйте название адреса электронной почты и сайта;

▸ если не уверены в разговоре, сбросьте вызов и перезвоните на проверенный номер.

Соблюдайте азы информационной безопасности:

▸ не храните записанные пароли в кошельке, на карте, в записях телефона;

▸ используйте сложные пароли, состоящие из цифр и букв нижнего и верхнего регистра, а также спецсимволов;

▸ не используйте один пароль от всех учетных записей;

▸ старайтесь по возможности менять пароль хотя бы раз в 90 дней. (лучше-чаще).

Эти простые правила лишь кирпичики созданные на чужих ошибках, из которых можно построить стену, способную обезопасить себя. Но даже монументальную стену, упорно, долго и тяжело, но можно разрушить

Никогда не совершайте слепых переводов на просьбы друзей или знакомых из социальных сетей.

Всегда проверяйте источник этой просьбы, оптимальным решением будет звонок на уже имеющийся у вас, номер телефона этого человека, в том случае, если вы хорошо знаете его голос, также оправданным будет вариант видео верификации, потратив минуту времени на видео звонок в мессенджере, вы действительно убедитесь в легитимности просьбы.

Ошибка может быть фатальна.

Денег вы ещё заработаете, но чувство потерянной справедливости - на них купить не удастся.

Со мной этого не произойдет - именно эту фразу я слышал множество раз, будучи в рядах государственной службы и банковского сектора.

Хороший мошенник - не хуже психолога разбирается в методах психологического манипулирования.

Обмануть могут даже самых подкованных, казалось бы, на первый взгляд людей, знающих про мошенничество не понаслышке. Для "фишера" не имеет значения, будет это сотрудник "anti-fraud" подразделения известного банка или эксперт ЦБ.

И какой бы высокоэффективной не была бы биометрия, насколько бы сложный и длинный пароль вы не придумали, зашифровав его трукриптом на usb флешку с аппаратным шифрованием, самым слабым в этой схеме все равно будет человек, а ключевым в этой цепочке останется - человеческий фактор.

© Игорь Ландшман

✓ Друзья, обязательно пишите отзывы, комментарии, с какими видами мошенничества сталкивались Вы лично или ваши близкие. До какого финала это доходило. Делитесь интересными историями или необычными схемами, с которыми вам удалось столкнуться, чтобы наши читатели могли быть осведомлены в большей мере, различными видами мошенничества и соответственно вооружены. ↓

► ч.2: СОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ. Некто 404

#фишинг #искусствообмана #социальнаяинженерия #мошенничество #киберпрестуность #информационнаябезопасность