Советский кинематограф славился исключительно мощной актерской школой, и порой именно артисты выручали слабые, неубедительные сценарии, особенно на производственную или героико-революционную тематику. Но иногда даже исключительный подбор артистов оказывался бессилен привлечь зрителей на неудачную с точки зрения драматургии и режиссуры картину.
Михаил Кононов вспоминал о съемках своего самого знаменитого советского телесериала: "В многосерийке „Большая перемена“ был собран весь цвет четырёх поколений актёров, начиная от популярных народных до только что закончивших театральные училища. Мне приходилось оправдывать фантасмагорические ситуации и несуразный текст… Вот такой силы таланты были в то время в России. Любой бред в их исполнении выглядел милым и обаятельным, а главное — искренним". К сожалению, не каждый "бред" удавалось спасти даже силами великолепной команды артистов, и вот несколько примеров. Они основываются не только на данных кинопроката, но и на строго субъективных суждениях автора.
Нейлон 100%
У Владимира Басова артисты работать очень любили. Режиссер снимал быстро, почти всегда с первого дубля, не мучил съемочную группу какими-то творческими изысканиями, как Герман или Тарковский. Правда, часто это отражалось на качестве его картин, и особенно последних. "Нейлон 100%" - ярчайший тому пример. Это комедия о хождении шубки из искусственного материала из одних рук в другие с музыкальными вставками и первосортным актерским ансамблем.
Басов привлек сюда, кажется, все тогдашних звезд, от Эраста Гарина и Леонида Куравлева, до Пуговкина, Весника, Евстигнеева, Марковой, Этуша, Белова, Новикова, Парфенова, Каневского, Муратова, Волынцева, Сергеева и многих-многих других. По набору звезд это практически предшественник меньшовского кича "Ширли-мырли". А в итоге вышла невнятная, рваная, удручающе несмешная комедия. К слову, фильмов в этом жанре Владимир Павлович не снимал ни до, ни после "Нейлона", но сам искренне считал этот фильм одним из самых своих удачных.
Старый знакомый
Сейчас бы это назвали сиквелом, а тогда - продолжением культовой рязановской комедии "Карнавальная ночь". В новых похождениях Серафима Ивановича Огурцова принимали участие некоторые участники первой команды, включая сценаристов Ласкина и Полякова, а также оператора Аркадия Кольцатого, который теперь сел в режиссерское кресло. Команду ветеранов в лице Игоря Ильинского, Сергея Филиппова и Тамары Носовой решили усилить новыми звездами первой величины.
Но участие Николая Рыбникова, Владимира Этуша, Марии Мироновой, Натальи Селезневой, Аллы Ларионовой, Евгения Моргунова, Владислава Стржельчика и многих других не помогло. В кинотеатры вышла плохая копия "Карнавальной ночи" полностью в стилистике 1950-х, как в плане режиссуры, так и сценария. А на дворе был уже 1969-й год. Фильм с треском провалился и стал последним появлением на киноэкране Ильинского, дальше он работал только на ТВ. К слову, Кольцатый рвался режиссировать еще на "Карнавальной ночи", но получал отпор от Рязанова. Здесь ему никто не мешал кроме самого Ильинского, формально ставшего сорежиссером. Больше Кольцатому ничего поставить не дали, и через некоторое время он уехал в США.
Строится мост
Конец 1950-х и первая половина 1960-х - эпоха настоящего триумфа театра "Современник". До появления в 1964 любимовской Таганки коллектив под руководством Олега Ефремова считался самым популярным и самым смелым театром Москвы, попасть на его спектакли вроде "Голого короля" или "Вечно живых" было невозможно. Славу обрели и молодые артисты труппы, которых непрерывно звали сниматься. Это раздражало Ефремова, тот призывал коллег уделять все время театру, а однажды категорически заявил: "Хорошо, если вы так хотите сниматься в кино, давайте будем делать это вместе. Каждое лето, когда сезон в театре закрыт, начнем сами выпускать по фильму, сами напишем сценарий, сами поставим и сыграем всем коллективом".
Лента "Строится мост" оказалась первым и последним подобным опытом коллективного творчества. Сценаристы Олег Ефремов и Наум Мельников показали зрителям строительство знаменитого автодорожного моста Саратов-Энгельс через Волгоградское водохранилище. Режиссерами выступили также Ефремов и Гавриил Егиазаров, а в ролях - практически весь звездный "Современник". Увы, фильм получился откровенно неудачным, ни у зрителей, ни у критиков он никакого энтузиазма не вызвал, несмотря на столько молодых и талантливых исполнителей. Так что больше Ефремов уже не мешал своим артистам играть в других лентах, он и сам начал гораздо более активно сниматься.
Красная палатка
А этот фильм собрал под одной крышей звезд не только советского, но и мирового кино, так как является совместной продукцией СССР и Италии. Вместе с Эдуардом Марцевичем, Никитой Михалковым, Донатасом Банионисом, Юрием Соломиным и Юрием Назаровым играли Питер Финч, Шон Коннери, Клаудия Кардинале, Массимо Джиротти и Харди Крюгер. Да, в советский фильм спокойно позвали исполнителя роли Джеймса Бонда, который почти во всех своих лентах сражался с "плохими русскими", а в нашей прессе, киножурналах и на ТВ был олицетворением "оголтелой западной антикоммунистической пропаганды" и "культа насилия". Правда, в СССР тогда Коннери никто не узнавал, что привыкшего к мировой славе актера немало удивило. Владимир Высоцкий даже посвятил этому «Песню про Джеймса Бонда, агента 007».
Но ни этот звездный ансамбль, ни режиссура великого Михаила Калатозова ("Летят журавли", "Верные друзья") не привлекли в кинотеатры бессчётные толпы зрителей. За весь период проката в 1970 году ленту посмотрело всего 11 млн человек в СССР. Годом ранее на "Бриллиантовую руку" сходило почти 77 млн. История про героизм арктической экспедиции под руководством Умберто Нобиле прошла незамеченной и на зарубежных экранах. В США лента собрала $900 тысяч при бюджете в $10 млн. Вполне профессионально снятую "Красную палатку" не назовешь слабеньким фильмом, как "Старого знакомого" или басовский "Нейлон", но и своей изначальной задачи лента не выполнила.
Лев Толстой
Идею снять фильм о последних неделях жизни великого писателя Льва Толстого классик советского кино Сергей Герасимов вынашивал чуть ли не полжизни. К реализации приступил только в 1983 году после успеха в кинотеатрах своей дилогии "Юность Петра" и "В начале славных дел". Конечно, от биографического фильма про уход из жизни гения мировой литературы нечего ждать развлечений в стиле "Пиратов ХХ века", но у Герасимова, к сожалению, вышел вообще самый скучный фильм в его фильмографии, при просмотре которого у половины зрительного зала от зевоты сводило челюсти.
Не помогла первосортная команда актеров в лице Алексея Петренко, Виктора Проскурина, Николая Еременко-мл, Константина Григорьева, Владимира Кашпура и даже будущего лидера антисемитского движения "Память" Дмитрия Васильева, сыгравшего здесь роль Столыпина. Образы Толстого и его супруги Софьи Андреевны воплотили два народных артиста СССР, два Героя Социалистического труда Сергей Герасимов и Тамара Макарова. Совместную картину СССР и Чехословакии вяло похвалили критики, но зритель не отыскал в ней ничего достойного внимания. Да и специфическая дикция Герасимова-Толстого, которую с трудом можно было расслышать в зале, тоже не прибавила фильму яркости.
Дорогие друзья! Подписывайтесь на канал, поддержите его существование и развитие!