Найти в Дзене

Главный советский антисемит не смог спасти скучное кино

Советский кинематограф славился исключительно мощной актерской школой, и порой именно артисты выручали слабые, неубедительные сценарии, особенно на производственную или героико-революционную тематику. Но иногда даже исключительный подбор артистов оказывался бессилен привлечь зрителей на неудачную с точки зрения драматургии и режиссуры картину.

Михаил Кононов и Александр Збруев в фильме "Большая перемена", 1972
Михаил Кононов и Александр Збруев в фильме "Большая перемена", 1972

Михаил Кононов вспоминал о съемках своего самого знаменитого советского телесериала: "В многосерийке „Большая перемена“ был собран весь цвет четырёх поколений актёров, начиная от популярных народных до только что закончивших театральные училища. Мне приходилось оправдывать фантасмагорические ситуации и несуразный текст… Вот такой силы таланты были в то время в России. Любой бред в их исполнении выглядел милым и обаятельным, а главное — искренним". К сожалению, не каждый "бред" удавалось спасти даже силами великолепной команды артистов, и вот несколько примеров. Они основываются не только на данных кинопроката, но и на строго субъективных суждениях автора.

-2

Нейлон 100%
У
Владимира Басова артисты работать очень любили. Режиссер снимал быстро, почти всегда с первого дубля, не мучил съемочную группу какими-то творческими изысканиями, как Герман или Тарковский. Правда, часто это отражалось на качестве его картин, и особенно последних. "Нейлон 100%" - ярчайший тому пример. Это комедия о хождении шубки из искусственного материала из одних рук в другие с музыкальными вставками и первосортным актерским ансамблем.

Владимир Этуш и Леонид Куравлев в фильме "Нейлон 100%", 1973
Владимир Этуш и Леонид Куравлев в фильме "Нейлон 100%", 1973

Басов привлек сюда, кажется, все тогдашних звезд, от Эраста Гарина и Леонида Куравлева, до Пуговкина, Весника, Евстигнеева, Марковой, Этуша, Белова, Новикова, Парфенова, Каневского, Муратова, Волынцева, Сергеева и многих-многих других. По набору звезд это практически предшественник меньшовского кича "Ширли-мырли". А в итоге вышла невнятная, рваная, удручающе несмешная комедия. К слову, фильмов в этом жанре Владимир Павлович не снимал ни до, ни после "Нейлона", но сам искренне считал этот фильм одним из самых своих удачных.

Игорь Ильинский и Сергей Филиппов в фильме "Старый знакомый", 1969
Игорь Ильинский и Сергей Филиппов в фильме "Старый знакомый", 1969

Старый знакомый
Сейчас бы это назвали сиквелом, а тогда - продолжением культовой рязановской комедии "Карнавальная ночь". В новых похождениях Серафима Ивановича Огурцова принимали участие некоторые участники первой команды, включая сценаристов Ласкина и Полякова, а также оператора
Аркадия Кольцатого, который теперь сел в режиссерское кресло. Команду ветеранов в лице Игоря Ильинского, Сергея Филиппова и Тамары Носовой решили усилить новыми звездами первой величины.

Николай Рыбников в фильме "Старый знакомый", 1969
Николай Рыбников в фильме "Старый знакомый", 1969

Но участие Николая Рыбникова, Владимира Этуша, Марии Мироновой, Натальи Селезневой, Аллы Ларионовой, Евгения Моргунова, Владислава Стржельчика и многих других не помогло. В кинотеатры вышла плохая копия "Карнавальной ночи" полностью в стилистике 1950-х, как в плане режиссуры, так и сценария. А на дворе был уже 1969-й год. Фильм с треском провалился и стал последним появлением на киноэкране Ильинского, дальше он работал только на ТВ. К слову, Кольцатый рвался режиссировать еще на "Карнавальной ночи", но получал отпор от Рязанова. Здесь ему никто не мешал кроме самого Ильинского, формально ставшего сорежиссером. Больше Кольцатому ничего поставить не дали, и через некоторое время он уехал в США.

Олег Ефремов и Людмила Гурченко в фильме "Строится мост", 1965
Олег Ефремов и Людмила Гурченко в фильме "Строится мост", 1965

Строится мост
Конец 1950-х и первая половина 1960-х - эпоха настоящего триумфа театра "Современник". До появления в 1964 любимовской Таганки коллектив под руководством
Олега Ефремова считался самым популярным и самым смелым театром Москвы, попасть на его спектакли вроде "Голого короля" или "Вечно живых" было невозможно. Славу обрели и молодые артисты труппы, которых непрерывно звали сниматься. Это раздражало Ефремова, тот призывал коллег уделять все время театру, а однажды категорически заявил: "Хорошо, если вы так хотите сниматься в кино, давайте будем делать это вместе. Каждое лето, когда сезон в театре закрыт, начнем сами выпускать по фильму, сами напишем сценарий, сами поставим и сыграем всем коллективом".

Галина Волчек и Евгений Евстигнеев в фильме "Строится мост", 1965
Галина Волчек и Евгений Евстигнеев в фильме "Строится мост", 1965

Лента "Строится мост" оказалась первым и последним подобным опытом коллективного творчества. Сценаристы Олег Ефремов и Наум Мельников показали зрителям строительство знаменитого автодорожного моста Саратов-Энгельс через Волгоградское водохранилище. Режиссерами выступили также Ефремов и Гавриил Егиазаров, а в ролях - практически весь звездный "Современник". Увы, фильм получился откровенно неудачным, ни у зрителей, ни у критиков он никакого энтузиазма не вызвал, несмотря на столько молодых и талантливых исполнителей. Так что больше Ефремов уже не мешал своим артистам играть в других лентах, он и сам начал гораздо более активно сниматься.

-8

Красная палатка
А этот фильм собрал под одной крышей звезд не только советского, но и мирового кино, так как является совместной продукцией СССР и Италии. Вместе с
Эдуардом Марцевичем, Никитой Михалковым, Донатасом Банионисом, Юрием Соломиным и Юрием Назаровым играли Питер Финч, Шон Коннери, Клаудия Кардинале, Массимо Джиротти и Харди Крюгер. Да, в советский фильм спокойно позвали исполнителя роли Джеймса Бонда, который почти во всех своих лентах сражался с "плохими русскими", а в нашей прессе, киножурналах и на ТВ был олицетворением "оголтелой западной антикоммунистической пропаганды" и "культа насилия". Правда, в СССР тогда Коннери никто не узнавал, что привыкшего к мировой славе актера немало удивило. Владимир Высоцкий даже посвятил этому «Песню про Джеймса Бонда, агента 007».

Шон Коннери в фильме "Красная палатка", 1969
Шон Коннери в фильме "Красная палатка", 1969

Но ни этот звездный ансамбль, ни режиссура великого Михаила Калатозова ("Летят журавли", "Верные друзья") не привлекли в кинотеатры бессчётные толпы зрителей. За весь период проката в 1970 году ленту посмотрело всего 11 млн человек в СССР. Годом ранее на "Бриллиантовую руку" сходило почти 77 млн. История про героизм арктической экспедиции под руководством Умберто Нобиле прошла незамеченной и на зарубежных экранах. В США лента собрала $900 тысяч при бюджете в $10 млн. Вполне профессионально снятую "Красную палатку" не назовешь слабеньким фильмом, как "Старого знакомого" или басовский "Нейлон", но и своей изначальной задачи лента не выполнила.

Сергей Герасимов и Николай Еременко-мл в фильме "Лев Толстой", 1984
Сергей Герасимов и Николай Еременко-мл в фильме "Лев Толстой", 1984

Лев Толстой
Идею снять фильм о последних неделях жизни великого писателя Льва Толстого классик советского кино
Сергей Герасимов вынашивал чуть ли не полжизни. К реализации приступил только в 1983 году после успеха в кинотеатрах своей дилогии "Юность Петра" и "В начале славных дел". Конечно, от биографического фильма про уход из жизни гения мировой литературы нечего ждать развлечений в стиле "Пиратов ХХ века", но у Герасимова, к сожалению, вышел вообще самый скучный фильм в его фильмографии, при просмотре которого у половины зрительного зала от зевоты сводило челюсти.

Дмитрий Васильев в фильме "Лев Толстой", 1984
Дмитрий Васильев в фильме "Лев Толстой", 1984

Не помогла первосортная команда актеров в лице Алексея Петренко, Виктора Проскурина, Николая Еременко-мл, Константина Григорьева, Владимира Кашпура и даже будущего лидера антисемитского движения "Память" Дмитрия Васильева, сыгравшего здесь роль Столыпина. Образы Толстого и его супруги Софьи Андреевны воплотили два народных артиста СССР, два Героя Социалистического труда Сергей Герасимов и Тамара Макарова. Совместную картину СССР и Чехословакии вяло похвалили критики, но зритель не отыскал в ней ничего достойного внимания. Да и специфическая дикция Герасимова-Толстого, которую с трудом можно было расслышать в зале, тоже не прибавила фильму яркости.

Дорогие друзья! Подписывайтесь на канал, поддержите его существование и развитие!