После знакомства с основным Пронским городищем, расположенным на Покровской Горе (где в былые времена возвышалась Пронская крепость), мы не спешим покидать пределы современного поселка городского типа, который в историческом прошлом являлся столицей удельного княжества, а позднее - уездным городом Рязанской губернии. И дело не в том, что с Покровской Горы открывается настолько великолепный панорамный вид на близлежащие окрестности от которого сложно оторвать свой взор, а в том, что на левом берегу р. Пралии (в 200 метрах от места впадении ее в р. Проню),
буквально в шаговой доступности от Покровского бугра (в 500 метрах на юго-восток),
на горе высотой около 100 м (один из отрогов Пронского волнообразного рельефа)
находится еще одно знаковое место - памятник археологии "Пронское городище 2", который в народе известен как гора Гневна.
В отношении данного места существует несколько легенд. Согласно одной из них на этой горе пронские князья казнили преступников (правда зачем это надо было делать вдали от крепости - непонятно). По другой версии, в это уединенное место на некоторое время перебрался сам пронский князь после того, как сильно осерчал на своих подданных (решил от них отдохнуть).
Еще один вариант связан с именем Батыя. Вроде бы во время осады Пронска на этой горе располагался шатер хана
из которого он наблюдал за действиями своих подчиненных,
а у подножия Гневны в этот момент осуществлялись массовые казни защитников Пронска, взятых в плен.
Легенды легендами, но у горы Гневны, как доказали археологи, есть и вполне реальная история, которая берет свое начало ориентировочно с VII в. до н.э. - I в. н.э (точнее установить не удалось).
Первые археологи (под руководством Н.П. Милонова) появились на Гневне в 1924 г. В этот год ученые провели археологическое обследование, в ходе которого установили, что
"основание возвышенности имеет более 20 га, поверхность - 5 га, высота над уровнем реки - от 80 до 100 м. Бока ее отвесны, со следами оползней. Поверхность холма (вершина) с первого взгляда кажется слегка неровной, что зависит от многочисленных воронок, вырытых здесь кладоискателями. В действительности, строение поверхности ровное и в профиле не дает волнообразной линии, так характерной обычно для территории, занятой курганами, даже оплывшими. Нигде в обнажениях Гневны, особенно заметных с боков, не видно культурных наслоений. Поверхность горы слегка задернована и пригодна для раскопок..."
И вот в 1926-1927 гг. на горе Гневне начались и сами раскопки, в ходе которых было вскрыто около 120 кв. м. в разных местах объекта исследования.
В итоге, в одной стороне вершины горы ученым удалось обнаружить погребальное поле, на котором было вскрыто до 20 погребений (в ямах), а в другой - погребальные и ритуальные кострища (до 5 ед.). Обнаруженные в погребениях стеклянные браслеты и соответствующая керамика позволили установить и возраст могильника. Археологами был сделан вывод, что Гневна представляет собой некрополь XI-XII вв., который весьма интересен, т.к. здесь сохранились "пережитки обрядности более ранней эпохи" (среди кострищ был обнаружен глинобитный стол-жертвенник с остатками обожженных костей животных).
Возможно, на этом история с Гневной и была бы закончена, и сей объект так бы и значился в археологических реестрах как некий могильник, но...
В 1970-1972 гг. на Гневне высадился новый десант археологов, которые на участках, свободных от многочисленных ям и археологических работ прежних лет,
раскопали еще 515 кв.м. Когда же были добыты новые артефакты, то выяснилось, что предшественники глубоко заблуждались в своих выводах: на самом деле на горе Гневне изначально (в древности) находилось городецкое городище, потом, в XI-XIV вв. - славянское поселение, по соседству с которым располагался обычный могильник (характерный для поселений того времени).
Почему же ошиблись ученые в 20-х годах прошлого века? Основная причина заключалась в методе раскопок. Первые исследователи Гневны вели раскопки небольшими шурфами и достаточно узкими траншеями (не шире 1,5 м, которые и сегодня отчетливо просматриваются на вершине горы), что не позволило им получить полную картину об объекте изучения (например, то, что Милонов принял за жертвенник на самом деле являлось остатками глинобитной печи одного из жилищ славянского времени). В 70-ые же годы работы проводились более масштабно и с применением современных (на тот момент) методов исследований. В итоге были обнаружены многочисленные керамические предметы, среди которых рогожная керамика значительно преобладала над гладкой. Исходя из этого факта ученые сделали вывод о том, что наибольший расцвет городища приходился на первую стадию развития городецкой культуры (VII в. до н.э. - I в. н.э). Также среди находок, относящихся к городецкой культуры были костяные наконечники, ножи и др.
По мнению ученых, жизнь на горе Гневна возобновилась в XII в. К этому времени относятся следы сгоревшего наземного жилища, обнаруженные металлические предметы (ключи от цилиндрического замка, ножи, куски железных шлаков), керамика с клеймами, амфоры южного происхождения, обломки стеклянных гладких и витых браслетов, обрывки кольчуги, бронебойные стрелы и др.
Близость славянского поселения на горе Гневне к древнерусскому Пронску + обнаруженные во время раскопок вещи позволили ученым сделать предположение о том, что в XII - н. XIII вв. скорее всего на этом месте располагалась некая боярская усадьба, которая пришла в запустение после посещения ее Батыем и последующими татарскими ханами.
На этом мы расстаемся с горой Гневной (Пронское городище 2) и отправляемся к Пронскому городищу 3 - на Вуколов Бугор...
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить публикацию про очередной памятник археологии Рязанской области.
1. Археологическая карта России. Рязанская область, 1994 г.
2. Рязанская земля. А.Л. Монгайт, 1961 г.
3. Археология Рязанской земли. А.Л. Монгайт, 1975 г.
4. Советская археология №4, 1937 г. А.А. Мансуров. Археологическая карта реки Прони