Если ученик не понял тему урока, не смог выполнить домашнее задание, что делать?
Как это происходило в советское время?
Многие наверно помнят, с чего начинался урок? С проверки домашнего задания, причём по любому предмету. Учитель спрашивала "Кто не понял и не смог сделать домашнее задание, поднимите руку." И если из хорошистов или отличников кто-то поднимал руку, его вызывали к доске и разбирали задание перед всем классом. Разбирали так, что даже самый "тупой" поймет.
Ну а тот, кто стоял у доски, и подавно. А для тех, кто смог всё решить, то повторение и подробный разбор всех вопросов тоже не будет лишним, "повторение - мать учения".
Как происходит сейчас?
Сейчас же практически каждый урок - новая тема, учитель не всегда может вернуться в начале урока к предыдущей теме, но найдёт возможность заглянуть в тетрадь и пригласить на дополнительное занятие тех, кто не справился.
Однако многие учителя продолжают это делать и сейчас, но, как правило, тех, кто не понял, не находится. Кто не понял или не приложил усилия, чтобы понять, всё списали с ГДЗ. Учитель это сразу видит и старается выявить тех, кто ничего не понял, чтобы помочь.
Он может дать самостоятельную работу, причем, даже ту же самую задачу, но другими словами, и они даже не поймут, что это то же самое домашнее задание, Они с ней не справятся, зато могут начать возмущаться:
- Почему самостоятельная? Я же ничего не понял.
- Но домашнюю работу ты же сделал. Как такое возможно?
Вот и получается, что некоторые учителя уже перестали спрашивать, а просто стали сами выявлять непонимающих и тех, кто думать не хочет. Кстати, на это тратится примерно столько же времени, сколько и на то, чтобы домашнюю работу разобрать в начале урока.
Ну а потом учитель собирает тетради, тесты и сидит после уроков, чтобы оценить работы учащихся, а ещё выявляет типичные ошибки. При подготовке к следующему уроку, вставляет задания на повторение в конспект урока.
Работа над ошибками и их устранением тогда велась и сейчас ведётся. Однако, пути выявления детей, которые ничего не поняли, стали иными.
- А как обстоят дела в ваших школах? Как помогают детям, которые не понимают, как выполнить домашнее задание? Расскажите, пожалуйста.